Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее вместе – общее образование) являются преемственными и обязательными уровнями образования.
Реализация общего образования в России направлена на обеспечение качественного образования для всех учащихся, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков для успешной жизни в современном обществе.
Основные особенности общего образования:
- Начальное общее образование закладывает фундамент личности ребенка, формирует базовые учебные навыки и положительную мотивацию к учебе.
- Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, формирует нравственные убеждения, помогает овладеть навыками умственного и физического труда, развивает способности к профессиональному самоопределению.
- Среднее общее образование продолжает развитие личности, стимулирует интерес к знаниям и творчеству, учит самостоятельности, помогает адаптироваться к взрослой жизни, выбрать профессию и продолжить образование.
- Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
- Для детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов предусмотрено обучение на дому или в медицинских организациях на всех уровнях общего образования.
Обучающиеся с нарушением интеллекта получают безуровневое общее образование продолжительностью от 9 до 13 лет, по итогам которого сдают итоговую аттестацию и получают свидетельство об обучении (приказ Минпросвещения России от 22 октября 2024 г. № 731).
Цель образования обучающихся с нарушениями интеллекта – развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование практических представлений, умений и навыков, необходимых для самореализации и жизни в обществе.
Развитие личности, формирование общей культуры, практических умений и навыков для жизни в обществе.
Содержание образовательных программ общего образования должно учитывать нормы:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286).
- Федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372).
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598).
- Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287).
- Федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370).
- Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025).
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
- Федеральной образовательной программы среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371).
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599).
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026).