Согласно статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование – первый уровень общего образования. Дошкольное образование не является обязательным для его получения в образовательных организациях. Одновременно оно направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Ключевые аспекты реализации программ дошкольного образования:
- Содержание основных образовательных программ дошкольного образования должно способствовать развитию личности ребенка, его мотивации и способностей во всех видах деятельности. Оно охватывает такие области, как: общение и взаимодействие с окружающими, познание мира, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание и физическое развитие.
- Образовательные программы дошкольного образования должны включать описание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию ребенка. Это предполагает не только оборудование пространства и подбор материалов для обучения и игр, но и описание особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, а также подходов к формированию его отношения к миру, другим людям и самому себе.
- Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей.
Содержание программ должно учитывать:
- Федерального государственного образовательного стандарта, дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
- Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022).