Выясняем причины трудностей и действуем мягко
С учебными трудностями хоть раз в жизни сталкивался каждый ребенок, даже самый прилежный ученик. И не всегда родители знают, как действовать правильно в таких случаях. Стоит ли погружаться в проблемы полностью и контролировать каждый шаг или нужно «отпустить ситуацию» и дать ребенку возможность разобраться самому? Обо всех тонкостях помощи с учебой без вреда для взаимоотношений рассказывает доцент кафедры «Педагогическая психология имени В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Анна Адаскина.
Разбираемся в причинах трудностей
Прежде чем помогать, нужно самостоятельно или с помощью специалиста выяснить причины возможных трудностей с учебой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, однако чаще всего выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на успеваемость и отношение к школе. Разберемся с каждой из них.
Педагогические факторы (как организовано обучение в школе)
Среди них: завышенные требования педагога, ускоренный темп обучения (ребенок не успевает за одноклассниками), трудности дистанционного обучения.
Но один из основных педагогических факторов — перегрузки, связанные с домашним заданием. По нормам ребята во 2–3-м классах должны делать уроки максимум 1,5 часа в день, в 4–5-м классах до 2 часов, в 6–8-м классах до 2,5 часов, в 9–10-м классах до 3,5 часов в день. А вот на практике, согласно международным исследованиям, проведенным в 2012 году, дети в России делают уроки по 9,7 часов в день.
Что могут сделать взрослые? В первую очередь нужно не контролировать процесс (проверять и ругать), а помогать и поддерживать.
Особенно это важно для учеников начальных классов, которым лучше несколько раз объяснить задание. Однако важно делать уроки вместе с ребенком, а не вместо него. А в старших классах лучше уже сделать акцент на те предметы, которые ребенок собирается сдавать на экзаменах.
Социальные факторы
Нередко причиной низкой мотивации к учебе и неуспеваемости может стать конфликт с педагогом. Очень важно не упустить момент и узнать о возможных разногласиях, особенно если родители знают о том, что ребенок остро реагирует на любую критику, и уже дальше действовать по обстоятельствам. Возможно, достаточно будет только дружеского разговора с учителем и ребенком.
Также причиной может стать и школьный буллинг. Согласно статистике, жертвами буллинга становится больше половины (52%) детей в возрасте до 18 лет. И при этом до 39% из них никому ничего не рассказывают: большинство детей ждут, что родители сами догадаются, придут и спасут их. Поэтому так важно как можно чаще говорить с ребенком и обращать внимание на малейшие изменения в поведении.
О том, как распознать буллинг и как действовать дальше, читайте также в нашей статье.
Медицинские (психофизиологические) факторы
Если родители понимают, что у ребенка в целом все благополучно в отношениях с педагогами и с одноклассниками, значит, причина сложностей с обучением может быть в особенностях здоровья.
Среди них весьма распространенными являются следующие.
- Легкое функциональное нарушение работы мозга (гиперактивные дети).
- Задержка психического развития.
- Постковидный синдром — он может сказаться как на общем самочувствии, так и на когнитивных способностях. Доказано, что 20% детей от 1 года до 15 лет, перенесших ковид в разной форме, имеют проблемы со сном, испытывают головокружение, потерю обоняния, больше утомляются.
- Сниженная энергетика (астеничность). Распространенность этого синдрома среди подростков может достигать 18%. Астенический синдром очень часто становится причиной трудности обучения, вызывая истощаемость, утомляемость, сложности с концентрацией, переключением и распределением внимания. Дети с этим синдромом чувствуют постоянную усталость, головные боли при попытке сосредоточиться.
- Детская и подростковая депрессия — также достаточно часто встречающееся явление. Согласно статистике, депрессивные состояния отмечаются у 19% подростков 13–17 лет, то есть каждый пятый ребенок подвержен риску депрессии.
Часто бывает так, что подросток обращается к взрослому, а взрослый только отмахивается, считая жалобы просто капризами. Тогда как депрессия требует обязательного медицинского вмешательства.
О каких симптомах депрессии можно говорить:
- снижение когнитивных способностей (подростку становится сложнее мыслить, он медленно, с большими паузами говорит, ухудшается успеваемость);
- снижение настроения (дела, которые раньше приносили удовольствие, теперь неприятны, частые слезы без видимой причины, жалобы на тоску, перепады настроения);
- снижение интереса к любой деятельности (подросток часто говорит: «Мне ничего не хочется»);
- нарушения сна;
- изменения аппетита;
- ощущение, что постоянно что-то болит;
- сужение круга общения;
- утренняя апатия, тревога, страх — и нормализация настроения к 17:00;
- поверхностное самоповреждение.
Если родители заметили у ребенка признаки депрессии, стоит не затягивая обратиться к врачу.
Психологические факторы (личностные особенности ребенка)
К психологическим факторам, которые влияют на обучение ребенка, можно отнести следующие.
- Когнитивные особенности — сниженные показатели памяти, мышления, нарушение внимания.
- Медлительность (или, наоборот, постоянная спешка, неусидчивость) — о таких индивидуальных особенностях своего ребенка знают только родители, и очень важно понимать, какой подход нужен к каждому школьнику.
- Недостаточная сформированность школьных навыков, например, навыка чтения, и снижение мотивации (о том, как повысить мотивацию к учебе и сформировать школьные навыки, читайте в нашей статье).
- Эмоциональные проблемы, такие как неуверенность в себе и своих способностях, страх опозориться.
Согласно исследованию Марианны Безруких, примерно четверть (24%) старшеклассников характеризуются высоким уровнем психологического напряжения, остро воспринимают насмешки и шутки, сильно переживают из-за отрицательных отзывов. В таком случае очень важна поддержка родителей. В случае если самостоятельно справиться с проблемой не получается, можно обратиться к специалисту.
- Низкая способность к самоорганизации, неумение распределять время.
Развить чувство времени у ребенка могут помочь родители.
Для этого нужно:
- поставить на видное место часы со стрелками;
- стараться каждый раз точно планировать время (на дорогу, бытовые дела, учебные задания);
- делать письменное расписание;
- обязательно оставлять время про запас;
- научить ребенка разделять сложное дело на шаги и этапы;
- позволить ребенку самому нести ответственность и контролировать свое время (для начала выбирая безопасные дела, в которых его не нужно будет страховать и можно дать возможность ошибиться).
Как родители могут поддержать ребенка
Самое первое и главное, что должны сделать родители, — создать атмосферу безусловной любви и поддержки. Очень часто взрослые даже не догадываются о том, как ребенок нуждается в понимании, особенно это касается подростков. Они могут быть колючими и даже агрессивными, но на самом деле именно в этот период они очень нуждаются в родителях и тяжело переживают любые неудачи.
К тому же дети не всегда понимают, что происходит со взрослыми. Ребенку кажется, что если родители раздражены или кричат, то они его не любят.
Несколько шагов и правил, которые помогут поддержать ребенка и помочь ему с учебой
Ребенок важнее отметок. Иногда бывает так, что у родителей и школьников больше нет тем для общения, кроме учебы. Важно помнить, что эмоциональные переживания, мысли, чувства ребенка гораздо важнее, чем двойки в дневнике. Старайтесь общаться с ребенком не только на школьные темы.
Родители должны быть на стороне ребенка. Независимо ни от чего, ребенок должен понимать, что его поддерживают.
Причем чем хуже ситуация, тем важнее поддержка родителей.
Нужно обязательно интересоваться переживаниями и мнением ребенка, слушать его, и он сам расскажет о своих трудностях. Почаще обращайтесь к себе и своему опыту, вспомните, как вы переживали школьные проблемы и какими ужасными они вам казались в подростковом возрасте.
Постарайтесь сформировать у ребенка правильное отношение к неудачам. Детям любая ошибка кажется крахом всего. Объясните, что неудачи — это проблемы, которые можно решить совместно.
Научите ребенка преодолевать основные страхи, например, страх начать новое дело, получить негативную оценку, неправильно реагировать на критику.
Нужно также своим примером показать, как работать с монотонными заданиями, и обязательно научить ребенка отдыхать и подбадривать себя, видя даже небольшой, но прогресс.
Создайте условия для учебы ребенка. Обратите внимание на режим дня и рабочее место. У ребенка должен быть удобный стул, правильное освещение. О том, каким должно быть рабочее место, читайте также в нашей статье.
Особое внимание на правильную организацию условий для учебы стоит обратить родителям школьников-левшей. Чаще всего именно такие дети сидят неправильно, неудобно.
Учиться должно быть интересно. Конечно, чаще всего многое зависит от учителя, но бывает и так, что педагог преподносит материал довольно сухо или тема может быть не очень интересной для ребенка. На помощь могут прийти родители. Постарайтесь заинтересовать школьника новой темой, покажите, как школьные знания помогут на практике: отправляйтесь на интересные научные шоу, ходите на экскурсии, интерактивные занятия, посетите реконструкции или театральные постановки, вместе запишитесь в дискуссионный клуб и т. д.
Нередко родители забывают о том, как учились в школе они сами, какими «страшными» им казались многие проблемы, как нужна была им поддержка в подростковом возрасте. Именно поэтому атмосфера понимания, безусловной любви, ощущение, что тебе помогут дома и постараются разобраться в ситуации, даже если ты не прав, — это залог успешной и спокойной учебы в школе.
Посмотреть вебинар Анны Адаскиной вы можете по ссылке.