background picturebackground picture

Как повысить желание ребенка учиться?

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

844

Эффективные приемы мотивации от психолога

«Не хочу в школу! Не буду делать уроки!» — такие фразы наверняка многие родители хоть раз в жизни слышали от своих детей-школьников. Но одно дело, когда такое настроение появляется изредка, а другое когда заставлять ребенка учиться нужно каждый день. Однако отчаиваться не стоит: ситуация вполне поправима, главное найти нужную мотивацию, уверена педагог-психолог БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Вологда) Юлия Силинская. О том, почему ребенку может быть неинтересно учиться, как поддержать его и правильно замотивировать, расскажем в нашей статье.

Почему ребенок не хочет учиться?

Прежде чем приступать к активным действиям, нужно выяснить причины низкой учебной мотивации ребенка.

Чаще всего низкая успеваемость возникает в силу определенных объективных причин. Например, когда ребенок часто и долго болеет, серьезно или даже профессионально занимается спортом, посещает много кружков и поэтому устает и не успевает выполнять домашнее задание.

Еще одна причина — незаинтересованность родителей в школьных делах ребенка и отсутствие помощи со стороны родителей или учителей. Порой мама и папа ограничиваются только дежурными вопросами «Как дела?» или «Ты поел?» и получают дежурные ответы.

Причиной низкой учебной мотивации может стать и отсутствие у ребенка определенных ограничений. Например, в тех случаях, когда школьнику предоставлена полная свобода: «Делай что хочешь». Такие дети совершенно не умеют преодолевать трудности и выполнять необходимые задания. Нередко с подобными проблемами сталкиваются родители младших школьников, еще с дошкольного возраста не приученных к дисциплине.

Причиной может быть и протест: когда ребенок заявляет родителям: «Пока не купите мне игрушку (планшет, новый телефон), я учиться не буду (в школу не пойду)».

Также многие родители часто объясняют нежелание ребенка учиться своей занятостью. В большинстве случаев это просто отговорка — никто не бывает слишком занят, это просто вопрос приоритета. Значит, именно в этот период жизни для родителей вопросы их работы или личной жизни важнее, чем учеба ребенка.

Одна из самых «незаметных», но важных причин низкой учебной мотивации — элементарное неумение учиться.

Многие родители уверены, что «научить ребенка учиться» — задача школы. Однако это не совсем так. Даже самый опытный и внимательный педагог не может полностью проконтролировать процесс усвоения знаний у всех ребят в классе.

Педагог может только проконтролировать результат усвоения знаний (вызвать ученика к доске, провести контрольную работу и т. д.). Именно поэтому контролировать усвоение знаний — индивидуально у каждого ученика — должны родители.

Какие же существуют способы повышения учебной мотивации?

Один из самых эффективных способов повышения учебной мотивации — помочь ребенку овладеть учебной деятельностью. Особенно он подходит для младших школьников: родителям стоит не только проверять результат работы (например, верно ли написан ответ на задачу), но и процесс решения. В случае если мама или папа замечают ошибку, нужно не торопиться исправлять ее самостоятельно, а спросить у ребенка, как именно он пришел к такому ответу. И поняв, что ребенок не усвоил материал, вместе изучить его и вместе после этого исправить ошибку (похвалить, задать наводящие вопросы, а если нужно, еще раз объяснить).

Конечно, такой способ требует определенного времени и усилий, но важно понимать, что в дальнейшем ребенок привыкнет и уже сам будет выполнять задания по подобному алгоритму, не привлекая родителей.

Еще один способ повышения учебной мотивации — обеспечить ребенка рабочим местом для выполнения уроков. Такой способ дисциплинирует, вырабатывает привычку к обязательности выполнения домашних заданий. У школьника должны быть свой стол и полка для учебников. Не стоит делать уроки за кухонным столом, перед телевизором в гостиной, на полу и т. д.

Полезно выполнять домашнее задание в строго определенное время, поскольку это позволяет ребенку быстрее включиться в работу. Лучше всего делать уроки днем, в одно и то же время, не откладывая на период перед сном.

Еще один способ эффективного повышения учебной мотивации — выработать привычку к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Ребенок должен понимать: что бы ни случилось, уроки должны быть всегда сделаны хорошо.

Стоит объяснить школьнику, что учеба по своей важности находится на одном уровне с самыми серьезными взрослыми делами.

Никто не должен отвлекать ребенка от выполнения домашних заданий. Учебу следует воспринимать как ценность и большой труд, важно прививать уважение к умственному труду. Если в семье любят играть в интеллектуальные настольные игры, разгадывать кроссворды, читать книги, то и ребенок будет понимать, как это важно и интересно.

Еще один эффективный способ мотивации — организация совместной деятельности членов семьи. Он особенно подходит подросткам, когда основная цель родителей — уже не показать, как нужно учиться, а завоевать доверие и наладить нормальное общение и сотрудничество. По мере формирования доверия и выясняются причины отрицательного отношения ребенка к учебе. Такой совместной деятельностью может стать отдых всей семьей, разные семейные традиции (готовим праздничный обед, делаем семейное древо, навещаем родственников, занимаемся благотворительностью и т. д.).

Обязательное условие мотивации — похвала.

Хвалите даже за небольшие успехи, сравнивайте сегодняшние результаты с предыдущими: «Сегодня в диктанте у тебя всего пять ошибок. А вчера было семь, ты молодец!»

Такой способ очень эффективно повышает самооценку ребенка, у него появляется уверенность в себе и своих силах, школьник осознает значимость учебы.

Еще один способ, который иногда применяют родители, — это смена класса или школы. Эффективен он только при наличии серьезных проблем с учителями или одноклассниками, когда другими способами ситуацию исправить не удалось.

Также повысить мотивацию можно, освободив ребенка от дополнительных занятий, кружков, секций и т. д. Он эффективен, если основная причина нежелания учиться у ребенка — это его физическая усталость.

Заинтересовать ребенка личным примером также может быть очень эффективным способом повышения учебной мотивации. Но только в том случае, если родители реальными действиями показывают положительный пример (читают, учатся новому, ходят на выставки и в театры и т. д.), а не просто говорят: «Вот я в твоем возрасте отлично учился и много читал».

Важно также находить время на помощь ребенку в учебе. Этот способ будет эффективен, только если родители каждый день помогают ребенку разобраться и выполнить задание, а не под видом помощи выполняют задания сами.

Еще один способ повышения учебной мотивации — обращение к специалисту (психологу или профильному врачу). Он эффективен в том случае, если у ребенка есть какое-то заболевание или школьник пережил стресс.

Способы мотивации, которые не работают!

Убеждать ребенка в необходимости и важности учения («Много будешь зарабатывать», «В хороший вуз поступишь», «Будешь умный») совершенно неэффективно. Отсроченный результат, который наступит не то что через несколько лет, а даже через несколько дней, совсем не привлекает. Короткая мотивация и близкий результат — вот что определяет поведение ребенка.

Материальные вознаграждения за успехи в учебе — тоже неэффективный способ повышения мотивации. Если ребенка все время воспитывали под девизом: «Сделай — и получи шоколадку (велосипед, телефон, деньги и т. п.)», то позже ребенок начинает «воспитывать» уже взрослых подобным же образом: «Нет поощрения — не буду учиться».

Не стоит за учебные промахи лишать школьника удовольствий, наказывать различными способами. Даже если ребенок после наказания исправит двойку, как велели родители, он сделает это только от страха, что ему не вернут гаджет (не дадут денег на кино, накажут и т. д.). Плохая оценка в дневнике — не повод ругать школьника, а лишь сигнал о том, что он не усвоил какую-то из тем и именно эту тему нужно повторить.

Просить или убеждать учителя заинтересовать ребенка учебой — также не очень эффективный способ повышения мотивации школьника. Учитель не может одновременно сделать отличниками 25 человек, условно говоря. Педагог контролирует результат выполнения определенных заданий, а не то, как ребенок их выполняет.

Точно так же бессмысленно снимать с себя ответственность за решение проблемы и перекладывать ее на плечи психолога или дефектолога: «Я не знаю, что с ним делать, вы специалист, вы и решайте».

Только родители смогут понять, что происходит с ребенком и в чем причина нежелания учиться.

Учеба в школе — непростой труд. И задача учителя, мамы и папы — сделать учебу увлекательной и познавательной, создать для ребенка такие условия, чтобы он сам стремился узнать что-то новое просто потому, что ему интересно, а не за подарок или из-за боязни наказания.

Посмотреть вебинар Юлии Силинской вы можете по ссылке.

Поделиться в соцсетях