background picturebackground picture

Домашнее обучение для особых детей: кому и зачем оно нужно?

Особые дети

1120

Родители могут выбирать способ получения образования

Ученикам с ограниченными возможностями здоровья доступны разные формы и способы обучения: очно в образовательных организациях, очно-заочно, на дому. Дети и их родители могут выбирать способы получения образования самостоятельно. Кому именно рекомендовано домашнее обучение и как его организовать?

Доступное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья является для государства одним из приоритетов. Такое образование предусматривает создание специальных условий обучения, в частности, образовательной среды, обеспечивающей детям с ОВЗ равные возможности для освоения образовательной программы с учетом их особых образовательных потребностей. Право ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом состояния его психофизического развития и особенностей здоровья закреплено в ст. 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Действующее законодательство закрепляет право на бесплатное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дому.

Что такое обучение на дому?

Обучение на дому — это получение образования, при котором общеобразовательные предметы изучаются вне школы. Обучение проводят педагоги образовательной организации, к которой прикреплен ребенок.

Домашнее обучение не является формой получения образования, это условие организации процесса для детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети, обучающиеся на дому, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Причины перейти на домашнее обучение

Существуют различные объективные причины, по которым учащиеся с ОВЗ не могут посещать образовательную организацию: наличие у ребенка хронического заболевания (хронических заболеваний), ухудшение состояния здоровья. Обучение на дому может быть рекомендовано учащимся с ОВЗ, которые нуждаются в длительном лечении или реабилитации и не могут проходить обучение на базе образовательной организации.

Право перевода на домашнее обучение дают следующие заболевания:

  1. новообразования;
  2. болезни крови и системы кровообращения;
  3. болезни эндокринной системы;
  4. психические расстройства и расстройства поведения;
  5. болезни нервной системы;
  6. болезни глаза и его придаточного аппарата;
  7. болезни органов дыхания;
  8. болезни органов пищеварения;
  9. болезни кожи;
  10. болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  11. болезни мочеполовой системы;
  12. последствия травм.

Для перевода ребенка на домашнее обучение необходимы заявление родителей и справка врачебной комиссии о необходимости такого обучения.

К особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, обучающимся на дому, можно отнести специальную организацию образовательной среды, индивидуальные образовательный маршрут и программу; увеличение сроков освоения программы; применение специальных методов, приемов, технологий и средств обучения; применение средств дистанционного обучения.

Как перевести ребенка на домашнее обучение?

Чтобы ребенок был зачислен на домашнее обучение, необходимо заключение медицинской организации по месту жительства ребенка и заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя образовательной организации, при этом перевод на домашнее обучение возможен с любого класса.

Руководитель образовательной организации на основании представленных документов издает приказ об организации обучения на дому. В приказе утверждается учебный план, расписание занятий, место их проведения и педагоги, осуществляющие работу с ребенком.

Родителям (законным представителям) выдается документация, необходимая для учета проведенных занятий и успеваемости ребенка, которая в конце учебного года сдается в образовательную организацию.

Как проходит обучение?

Основными задачами обучения на дому являются:

  1. реализация адаптированных образовательных программ, разработанных с учетом состояния здоровья ребенка, его особых образовательных потребностей;
  2. обеспечение щадящего режима и соблюдение подхода, сберегающего здоровье;
  3. обеспечение социализации ребенка, обучающегося на дому в рамках инклюзивного обучения.

Адаптированная программа

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основании рекомендаций ПМПК в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного учащегося. При этом учителю при проведении занятий необходимо учитывать его особенности, при необходимости применять специальные приемы и технологии обучения, а также адаптировать учебный материал.

Адаптированная образовательная программа включает в себя индивидуальный учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (курсов) с пояснительной запиской об особенностях обучения, годовой учебный план и расписание занятий.

Индивидуальный учебный план, в свою очередь, разрабатывается на основе учебного плана образовательной организации. Он составляется с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ. При разработке плана также учитываются требования СанПиН и имеющиеся медицинские рекомендации. В содержание индивидуального учебного плана включаются предметы учебного плана, практические и контрольные работы, сроки проведения промежуточной аттестации. При этом возможно сокращение учебного материала с учетом особенностей / интеллектуальных способностей ребенка. Индивидуальный учебный план обучения ребенка с ОВЗ на дому согласовывается с его родителями и утверждается приказом руководителя образовательной организации.

Обучающиеся на дому также имеют право на психолого-педагогическое сопровождение специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и других.

Расписание занятий

Щадящий режим организации и проведения занятий на дому предполагает рациональное расписание уроков, которое составляется на основании учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями), утверждается приказом руководителя образовательной организации.

При составлении расписания необходимо учесть, что занятия с детьми с ОВЗ рекомендуется проводить в первой половине дня. Также необходимо предусмотреть выходной день в середине недели. При планировании и проведении занятий следует обратить внимание на применение различных технологий, сберегающих здоровье, в соответствии с потребностями особого ребенка.

Социализация ребенка с ОВЗ, находящегося на домашнем обучении, происходит через проведение учебных и дополнительных занятий, воспитательных, спортивных, досуговых, информационно-развлекательных и других мероприятий совместно с одноклассниками.

Права ребенка на домашнем обучении

Ребенок с ОВЗ, который учится на дому, остается полноправным участником образовательного процесса и пользуется всеми академическими правами. Он может:

  1. получать учебники и учебную литературу, справочники, художественную и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке образовательной организации для освоения адаптированной образовательной программы;
  2. посещать в соответствии с индивидуальным учебным планом отдельные уроки и мероприятия, которые проводит образовательная организация;
  3. получать консультативную и методическую помощь, которая необходима ему для освоения адаптированной образовательной программы;
  4. проходить промежуточную и итоговую аттестацию;
  5. получить документ государственного образца при успешном прохождении итоговой аттестации либо аттестат особого образца с пометкой программы, по которой ребенок обучался на дому.

При обучении на дому ребенка с ОВЗ могут использоваться дистанционные образовательные технологии, регламент применения которых утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816. В случае применения этих технологий ребенку в период обучения предоставляются средства связи, компьютерная техника и программное обеспечение. Сочетание занятий с использованием дистанционных технологий и занятий с учителей на дому определяется индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ.

Для детей, которые по состоянию здоровья могут периодически посещать образовательную организацию, наряду с занятиями на дому рекомендуется организовывать занятия на базе школы индивидуально или в микрогруппах.

                         

Источники:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Е.Ю. Коновалова «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие» (Красноярск, 2009)

Поделиться в соцсетях