background picturebackground picture

Цифровые профессии для учеников с нарушениями зрения

Школьники

Подростки

Особые дети

58

Какие специалисты будут востребованы в ближайшем будущем

О проблемах профессионального самоопределения и профессиональной самореализации слепых и слабовидящих юношей и девушек, о профиле компетенций выпускника с нарушениями зрения, о цифровых профессиях и о формировании начальных профессиональных и межпрофессиональных навыков у учеников основной и старшей школы — обо всем этом подробно рассказала старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «ИКП РАО» кандидат психологических наук Екатерина Иванова.

Смена ориентиров

Информатизация и цифровизация современного общества происходит стремительно. Изменения затрагивают все сферы жизни человека, и адаптироваться к ним бывает довольно сложно. Особенно это касается людей с различными нарушениями.

Разработанная ранее классификация доступных профессий для человека с ограниченными зрительными возможностями выглядит следующим образом.

1. Профессии и виды труда, в которых существенное участие принимает слуховой анализатор. Для этих профессий имеет главное значение острота слуха, умение различать направление звуков и шумов, способность различать тональность и пр.: музыканты, певцы, испытатели различных машин, механизмов, приборов на слух, телефонисты, настройщики роялей и др.

2. Профессии и виды труда, в которых существенное участие принимает кожный и двигательный анализаторы: электромонтажники, сборщики, формовщики кирпича и черепицы, массажисты и др.

3. Профессии машинного труда, требующие сложного контроля со стороны слухового, кожного и двигательного анализаторов: различные станочные и машинные профессии (токари, шлифовщики), которые требуют ловких и быстрых движений и могут быть выполнены людьми с глубокими нарушениями зрения при определенных условиях.

4. Профессии интеллектуального труда: преподаватели вузов, учителя школ, инструкторы-консультанты по имевшимся до возникновения нарушения зрения специальностям, инструкторы технического контроля, юристы, экономисты, научные сотрудники в области права, истории, литературы, философии, математики, работники издательств по Брайлю, административно-хозяйственные работники, работники общества слепых, культработники, социальные работники и т. д.

В свое время данная классификация полностью отражала состояние рынка труда для людей с нарушениями зрения. Сейчас ситуация меняется, и назрел вопрос о смене стратегических ориентиров в области профессионального самоопределения.

Новые условия

Для построения успешной карьерной траектории, исходя из новых требований к освоению профессии, необходимы определенные типы навыков. Их можно разделить на две группы.

Hard skills — узко специализированные компетенции, которые человек приобретает в процессе профессионального обучения. Они представляют собой профессиональные навыки.

Soft skills (с англ. «мягкие/гибкие навыки») — социальные, эмоциональные, психологические, коммуникативные навыки, которые начинают формироваться в детстве. Эти умения являются надпрофессиональными и межпрофессиональными навыками. Для людей с нарушениями зрения большое значение в этом ключе имеют адаптационные способности, навыки социально-адаптивного поведения, пространственного ориентирования, тифлотехнические компетенции и т. п.

Возможные доступные профессии будущего

IT-сфера
Сборщик датасетов
  • Специалист, который готовит данные для обучения искусственного интеллекта (например, информацию, по которой программа учится распознавать взаимодействующего с ней пользователя).
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; программирование/робототехника/искусственный интеллект.
Специалист по верификации качества данных
  • Профессионал, проверяющий качество данных, на основе которых будут строиться модели Big Data и машинное обучение.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; мультиязычность и мультикультурность.
Разработчик моделей Big Data
  • Специалист, который разрабатывает модели для анализа больших данных.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; клиентоориентированность; программирование/робототехника/искусственный интеллект.
Балансировщик приватности
  • Специалист, который будет искать баланс между сохранением конфиденциальности и практической выгодой пользователя от использования его данных.
  • Надпрофессиональные навыки: клиентоориентированность; программирование/робототехника/искусственный интеллект; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Программист квантовых компьютеров
  • Специалист, который создает языки квантового программирования, алгоритмы и конечное программное обеспечение.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; программирование/робототехника/искусственный интеллект; работа в условиях неопределенности.
Информационный эколог
  • Специалист, который разрабатывает нормы цифровой экологической безопасности, анализирует производство, разрабатывает руководства и правила, следит за их соблюдением.
  • Надпрофессиональные навыки: программирование/робототехника/искусственный интеллект; работа с людьми; работа в условиях неопределенности; экологическое мышление.
Цифровой лингвист
  • Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), системы обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность.
IT-евангелист
  • Специалист, который взаимодействует с конечными пользователями IT-продуктов и продвигает новые решения в группы, консервативно настроенные по отношению к передовым технологиям. Он учит людей использовать новые программы и сервисы, чтобы сократить цифровой разрыв среди населения.
  • Надпрофессиональные навыки: управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Сетевой юрист
  • Специалист, обеспечивающий нормативно-правовое взаимодействие в сети (в том числе в виртуальных мирах). Разрабатывает системы правовой защиты человека и собственности в интернете.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность.
Социальная сфера
Эковожатый
  • Специалист, который поддерживает инициативные общественные группы, работающие на улучшение экологии, обеспечивает обмен информацией между ними, помогает организовать общественный контроль производств и мониторинг поведения людей на местах (в городах или деревнях).
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; экологическое мышление.
Медиатор социальных конфликтов
  • Специалист, помогающий ненасильственным путем решать конфликты, возникающие между социальными группами на имущественной, культурной, национальной, религиозной и других почвах.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Модератор платформы персональных благотворительных программ
  • Создает досье личных запросов на помощь (например, дети, больные раком, или одинокие пенсионеры) и обеспечивает связь между нуждающимися в помощи и благотворителями, которые оказывают помощь в различной форме (деньги, натуральные взносы, совместное времяпрепровождение и др.).
  • Надпрофессиональные навыки: управление проектами; программирование/робототехника/ искусственный интеллект; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Социальный работник по адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья через интернет
  • Специалист, который помогает людям с ограниченными возможностями вести полноценную жизнь, а именно: обучает навыкам удаленной работы, помогает подобрать сферу профессиональной деятельности, организовать рабочий процесс и процесс отдыха (например, подбор онлайн-сообществ, платформ для общения, образовательных курсов и др.).
  • Надпрофессиональные навыки: управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; работа с людьми.
Модератор платформы общения с госорганами
  • Специалист, который организует онлайн- и офлайн-диалог между общественными активистами и чиновниками, отвечающими за конкретные сферы (например, образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др.), для выработки совместных решений.
  • Надпрофессиональные навыки: управление проектами; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Консультант по корпоративной социальной ответственности
  • Современные компании ищут баланс между прибылью и этичным поведением, тем более что потребители все чаще голосуют кошельком за продукцию фирм, соблюдающих принципы равенства, с гуманными условиями труда и экологической сертификацией.
  • Надпрофессиональные навыки: межотраслевая коммуникация; управление проектами; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; экологическое мышление.
Менеджер кризисного центра
  • Управленец, координирующий работу разных специалистов в кризисном центре.
  • Надпрофессиональные навыки: межотраслевая коммуникация; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Куратор волонтерской группы
  • Специалист, который набирает волонтеров для какой-либо социальной активности, формирует из них группы и следит за слаженной работой в коллективе, напоминая о задачах и рассказывая о самых продуктивных способах их выполнения.
  • Надпрофессиональные навыки: клиентоориентированность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Персональный консультант по этичному потреблению
  • Специалист, который поможет разобраться, какие товары и услуги покупать этично, а от каких лучше отказаться.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; бережливое производство; работа с людьми; экологическое мышление.
Информационный куратор
  • Удовлетворяет информационные запросы любой сложности под заказ, анализируя архивы и выдавая структурированные подборки доступной информации с поправкой на особенности клиента (например, возраст, уровень образования или наличие ОВЗ). Фильтрует бесполезную/вредную информацию (материалы, провоцирующие на негативные эмоции, псевдонауку, теории заговора и т. д.). Эта профессия похожа на профессию инфостилиста, отличается только тем, что инфостилист отбирает информацию из медиа, а инфокуратор — из архивов и научных баз данных.
  • Надпрофессиональные навыки: программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Робототехника
Проектировщик домашних роботов
  • Специалист, который разрабатывает и программирует домашних роботов, помогающих в хозяйстве (например, робот-сиделка, робот-уборщик, робот-прачка, робот-садовник, робот для выгуливания собак и др.). Такие роботы интегрированы с другими элементами умного дома, имеют свободу перемещения и могут выполнять сложную домашнюю работу.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность.
Инженер-композитчик
  • Специалист, занимающийся подбором композитных материалов для производства деталей, механизмов, соединительных элементов робототехнических устройств с заданными характеристиками, в том числе с использованием 3D-печати.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; программирование/робототехника/искусственный интеллект.
Проектировщик-эргономист
  • Специалист, проектирующий роботизированные системы с учетом эргономических требований пользователей, исходя из их физических и психических особенностей.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; работа с людьми.
Консультант по робоэтике
  • Профессионал, разрабатывающий этические кодексы как для самих роботов, так и для поведения людей в отношении роботов. Также может консультировать компании, ученых и простых пользователей на тему робоэтики.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Медицина
Биоэтик
  • Специалист, обеспечивающий нормативно-правовые и этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Консультант по здоровой старости
  • Специалист медико-социальной сферы, разрабатывающий оптимальные решения для проблем стареющего населения. Такой специалист поможет скорректировать образ жизни, подберет подходящий режим питания и физической активности.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Индустрия туризма и гостеприимства
Куратор образовательного туризма
  • Специалист на стыке сфер туризма и образования, занимающийся разработкой и внедрением туристических программ, выстроенных таким образом, чтобы развивать те или иные навыки.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; клиентоориентированность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Коуч по межкультурной коммуникации для экскурсоводов
  • Специалист, который учит гидов находить общий язык с представителями разных поколений и культур.
  • Надпрофессиональные навыки: межотраслевая коммуникация; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Менеджмент
Координатор программ развития сообществ
  • Специалист, который организует и поддерживает диалог между независимыми командами производителей, согласовывая их долгосрочные цели и общий образ будущего, помогая им определить программу совместных инвестиций в производственные мощности и людей.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Координатор производств в распределенных сообществах
  • Все больше производств будет организовано сетевым образом, когда независимые производители на различных этапах включаются в производство финального продукта. Поэтому для таких процессов потребуются своего рода дирижеры, профессионалы, которые координируют все аспекты выполнения заказа и организуют работу независимых команд, работающих внутри отраслевого сообщества, по разработке, производству и сборке продукта под требования клиента.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; бережливое производство; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Менеджер по управлению онлайн-продажами
  • Специалист, который разрабатывает для офлайн-компаний механизмы продвижения товаров через интернет, организует в интернете маркетинговые кампании, сопровождает собственные онлайн-магазины компании или работает с партнерами по улучшению сервиса для клиентов.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; работа с людьми.
Менеджер по кросс-культурной коммуникации
  • Специалист, который сопровождает документооборот компании на иностранных языках, контролирует ключевые смыслы (например, при выборе маркетинговых слоганов), обучает сотрудников передаче смыслов на иностранных языках, а также особенностям культуры при переговорах с иностранными партнерами. Менеджер по кросс-культурной коммуникации консультирует руководство компании по ведению бизнеса в других странах.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Модератор сообществ пользователей
  • Специалист, который организует онлайн- и офлайн-сообщества пользователей, сопровождает диалог с разработчиками продуктов компании, поддерживает их лояльность (например, организует конкурсы).
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Виртуальный адвокат
  • Специалист по удаленному юридическому сопровождению через сеть, в том числе по нормам законодательства той страны, в которой должно вестись дело (вне зависимости от страны, в которой практикует сам юрист).
  • Надпрофессиональные навыки: клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Тайм-менеджер
  • Специалист по эффективному использованию и распределению личного и общего времени. Его основной задачей является оптимизация распределения времени с учетом появляющихся новых технологических возможностей и потребностей личности или коллектива.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Тайм-брокер
  • Профессионал, продающий рабочее время специалистов, находящихся в режиме свободной занятости, то есть управляющий чужой занятостью на открытом рынке.
  • Надпрофессиональные навыки: межотраслевая коммуникация; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми.
Специалист по изобретательским решениям
  • Специалист, который внедряет инструменты теории изобретательских решений (ТРИЗ) в компаниях, разрабатывающих инновационные продукты. Тренирует сотрудников устраивать мозговые штурмы, которые быстрее приводят к созданию оригинального и полезного решения.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; бережливое производство; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Фасилитатор
  • Специалист, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию с помощью разнообразных инструментов ведения дискуссии.
  • Надпрофессиональные навыки: межотраслевая коммуникация; управление проектами; клиентоориентированность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Менеджер человеко-машинных команд
  • Специалист, который собирает команду из людей, программ и роботов под конкретный функционал, тренирует их для совместной работы, распределяет задания и следит за их выполнением.
  • Надпрофессиональные навыки: управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Консультант по устойчивому развитию
  • Специалист, который помогает компаниям переориентироваться на более здоровые ценности и приоритеты, способствующие благополучию окружающей среды и общества (экологичное производство, более справедливая социальная политика и т. д.). В будущем может трансформироваться в этического наставника, который поможет принимать решения в неоднозначных этических ситуациях.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; бережливое производство; клиентоориентированность; работа с людьми; экологическое мышление.
Оптимизатор когнитивных усилий персонала
  • Менеджер, который отвечает за баланс высокоуровневой интеллектуальной нагрузки и периодов отдыха, медитации или переключения между задачами. Все это позволит максимально продуктивно использовать умственные способности сотрудников.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Образование
Разработчик образовательных траекторий
  • Профессионал, который создает маршрут обучения новых специалистов. Маршрут состоит из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями (в том числе доступных онлайн), а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др. На их основе разрабатывается образовательная траектория.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; программирование/робототехника/искусственный интеллект; клиентоориентированность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Карьерный стратег
  • Специалист, который информирует учащихся и педагогов о запросах работодателей, помогает сформулировать профессиональные цели (как краткосрочные, так и долгосрочные) и построить образовательную и карьерную траекторию, которая приведет к их достижению.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; клиентоориентированность; мультиязычность и мультикультурность; работа с людьми; работа в условиях неопределенности.
Организатор проектного обучения
  • Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а теоретический материал лишь дает информацию для того, чтобы справиться с проектом.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; клиентоориентированность; работа с людьми; навыки художественного творчества.
Модератор
  • Специалист, который организует групповые обсуждения или коллективные творческие проекты. Его задача — наладить коммуникацию между участниками и выстроить процесс так, чтобы получить максимальный эффект. Может работать и офлайн, и на онлайн-площадках.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; мультиязычность и мультикультурность; навыки художественного творчества.
Упаковщик-запаковщик образовательного контента
  • Специалист, который разбивает учебные материалы на минимальные блоки знаний для того, чтобы уже из них собирать учебные курсы и программы, подходящие под конкретные задачи. Этот специалист также решает обратную задачу: выстраивает «деревья» из связанных между собой знаний, навыков и компетенций.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; управление проектами; клиентоориентированность; навыки художественного творчества.
Экопроповедник
  • Специалист, который разрабатывает и проводит образовательные программы, посвященные более экологичному образу жизни (отказ от избыточного потребления, раздельный сбор мусора, экологически осознанный образ жизни и др.), и программы по более экологичным практикам для производственных предприятий.
  • Надпрофессиональные навыки: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; работа с людьми; экологическое мышление.
Поделиться в соцсетях