background picturebackground picture

Арт-терапия для особых детей

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

Особые дети

251

Специалист о том, как искусство помогает улучшить качество жизни ребенка

Завершая наш цикл статей о популярном сегодня психологическом методе, мы попросили нашего эксперта обратить внимание на одну из самых важных и нужных для многих родителей тем — на возможности арт-терапии в помощи особым детям. Сегодня Дарья Буюн, художник, специалист по арт-терапии, эксперт АНО «Колесо Обозрения», расскажет о том, как терапия искусством помогает ребятам с ментальными особенностями и ограниченными возможностями здоровья, какие плюсы есть у таких методов и как правильно провести занятия, чтобы получить наилучшие результаты.

Арт-терапия с особыми детьми прежде всего направлена на поддержку их психоэмоционального развития, социальной интеграции и улучшение качества жизни. Такой мягкий психологический метод предоставляет безопасное пространство для самовыражения, где дети могут взаимодействовать со своим внутренним миром, развивать навыки коммуникации и саморегуляции.

На что стоит обратить внимание при проведении занятий

Проведение арт-терапии с детьми, имеющими ментальные особенности, требует особого подхода, внимания к деталям и глубокого понимания их индивидуальных потребностей.

Этим летом специалисты автономной некоммерческой организации «Колесо Обозрения» проводили инклюзивный конкурс рисунков «Я художник — я так вижу». Принять участие в нем могли ребята с инвалидностью (от 6 до 20 лет), а также их братья и сестры. Темой творческого соревнования в этом году стала «Семья в искусстве». При создании работ юные художники могли вдохновиться известными мировыми произведениями: для ребят подготовили мастер-классы, экскурсии и лекции. По результатам соревнований члены жюри из 34 музеев — партнеров конкурса — выбрали из почти тысячи работ по три победителя в трех разных возрастных категориях: 6–9, 10–13 и 14–20 лет. К слову, работы победителей, а также внеконкурсные работы членов их семей или групп поддержки будут представлены на выставке в Музее Москвы с 1 декабря 2023 года по 1 февраля 2024 года.

Дарья Буюн после проведения занятий с особыми ребятами в рамках конкурса «Я художник — я так вижу» советует родителям, которые хотели бы заниматься арт-терапией со своими детьми, обратить внимание на следующие аспекты.

Индивидуальный подход

Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его индивидуальные особенности, предпочтения и потребности. Это может включать в себя адаптацию используемых материалов, методов и темпа работы. Применяйте способ «рука в руке» — положите свои руки поверх рук ребенка и направляйте его действия.

Иногда особому ребенку бывает сложно начать, и, если вы ему поможете хотя бы немного, возможно, дальше он уже сможет сделать сам.

Но прежде чем помогать, спросите разрешения у ребенка.

Адаптивные занятия

Выбирайте такую технику/прием арт-терапии, которая доступна и понятна детям. Если у ребенка сложности с выражением своих мыслей и чувств с помощью речи, то ему не подходит сказкотерапия, зато с ним можно провести пальчиковую терапию. Это поможет испытать состояние успеха, выразить свои эмоции.

А, например, детям с расстройством аутистического спектра (РАС) сложно будет выполнять задания, где нужно рассказывать про эмоции, так как многие из этих детей испытывают трудности с саморегуляцией и распознаванием эмоций.

Безопасная среда

Для детей с ментальными особенностями важно создать безопасное, комфортное и стимулирующее окружение, где они будут чувствовать себя защищенными и способными выразить себя.

Например, при занятиях с детьми с РАС важно сразу сказать, кто вы (если речь идет о занятиях с педагогом) и что сейчас будет происходить.

Также не стоит делать резких движений при работе.

Простые инструкции

Инструкции должны быть ясными, короткими и конкретными. Возможно, потребуется повторять их несколько раз. Желательно демонстрировать действия на практике и делать все вместе с детьми.

Создание структуры

Детям с ментальными особенностями зачастую легче работать в условиях четко структурированной среды. Регулярные сессии, постоянное место и время занятий, а также последовательный порядок действий могут помочь ребенку чувствовать себя увереннее. Продумайте ход занятий заранее, делайте все постепенно. Также заранее подготовьте все необходимые для выполнения упражнения материалы.

Использование как многочисленных средств выразительности, так и наоборот

Некоторые дети могут испытывать трудности в одной форме выражения, но отлично могут проявить себя в другой. Например, если ребенок испытывает трудности с рисованием, ему может понравиться работать с глиной или музыкой. Но может быть и наоборот — ребенку сложно выбирать. Тогда ему лучше дать сразу конкретный инструмент и выбрать цвет вместе с ним.

Поощрение и поддержка

Важно хвалить детей, отмечать их достижения, поддерживать их усилия, чтобы укрепить их уверенность в себе.

Обязательно хвалите, даже несмотря на то, что у ребенка что-то может не получаться.

Понимание и терпимость

Необходимо проявлять терпимость к возможным вспышкам эмоций, поведенческим особенностям и другим проявлениям характера детей с ментальными особенностями. Они не всегда могут контролировать эмоции, особенно если у них что-то получается не так, как хотелось бы.

Сотрудничество со специалистами

Работа в тесном контакте со специалистами, занимающимися ребенком, может обеспечить лучшее понимание его потребностей и дать возможность для создания наиболее эффективного плана арт-терапии.

Рефлексия и анализ

После каждой сессии полезно проанализировать, что прошло хорошо, а что требует коррекции, чтобы улучшить следующие занятия, конечно, если дети готовы и могут рефлексировать.

Как помогает арт-терапия особым детям

Можно говорить о нескольких плюсах этого метода для таких ребят.

  • Самовыражение — арт-терапия дает детям возможность выразить свои чувства, ощущения, эмоции, мысли и желания через визуальные образы, что может быть проще, чем артикулировать словами.
  • Развитие моторики — через рисование, лепку и другие формы творчества дети тренируют мелкую моторику.
  • Социализация — дети учатся взаимодействовать с другими, развивая социальные навыки и участие в коллективной деятельности.
  • Укрепление самооценки — создание произведения через простые и доступные техники может укрепить чувство достижения и улучшить самооценку.
  • Отработка травмы — для детей, переживших травмирующие события, арт-терапия может быть способом отработки своих переживаний, обретения понимания и контроля над своими чувствами.

Арт-терапия — один из важнейших и эффективных методов помощи особым детям. Такие занятия помогут стабилизировать эмоциональный фон, раскрыть ребенка, понять его внутренние переживания, успокоить и переключить в случае нервного перенапряжения и, конечно, сблизить с родителями. К тому же подобные методы вполне доступны не только профессионалам, но и обычным мамам и папам: для занятий арт-терапией не требуется особых навыков и сложных приготовлений.

Обязательно попробуйте провести такое занятие, и вы поймете, что искусство может творить настоящие чудеса!

Также читайте предыдущие статьи из этого цикла.

Арт-терапия для детей и взрослых

10 вопросов об арт-терапии

Арт-терапия для детей разных возрастов

Поделиться в соцсетях