background picturebackground picture

Арт-терапия для детей разных возрастов

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

1658

Несколько эффективных упражнений от специалиста

В наших прошлых статьях мы с вами узнали уже довольно много об арт-терапии — ее истории, способах диагностики, основных методах, плюсах и минусах. И поэтому сегодня в продолжение цикла материалов мы попросили Дарью Буюн, художника, специалиста по арт-терапии, эксперта АНО «Колесо Обозрения», рассказать о практической стороне этого психологического метода и привести примеры упражнений для ребят разного возраста. Сделать их может каждый, ведь для этого не нужно особых знаний и материалов. А вот польза от таких занятий может быть очень значительной!

Любой процесс арт-терапии для любого возраста делится на 4 этапа: настройка (это может быть простое упражнение или игра), процесс, обсуждение и рефлексия.

Ребенок также обязательно должен знать: все, что вы обсуждаете, останется между вами.

Также напомните, что вы не оцениваете саму работу (рисунок, аппликацию, рассказ), вам важен только сам процесс.

Для проведения упражнений в группе должно быть не более 10 человек, причем чем младше дети, тем меньше должна быть группа. Разумеется, упражнения можно проводить и с одним-двумя детьми.

Упражнение «Море чувств» (для детей 3–5 лет)

Согласитесь, море с его переменчивой природой — от штормов до спокойствия — отлично символизирует широкую гамму чувств, которая есть у каждого из нас.

Упражнение «Море чувств» поможет детям выразить свои эмоции и чувства через аллегорию моря, а родителям (или арт-терапевту) узнать больше о том, что чувствует ребенок, и, возможно, более глубоко обсудить с ним некоторые вопросы, эмоционально его разгрузить.

Особенно эффективно это упражнение для малышей в 5 лет — в этом возрасте дети активно учатся понимать и выражать свои эмоции.

Рисование моря — достаточно простая задача, не требующая особых навыков.

Для упражнения понадобятся:

  • листы бумаги формата А3;
  • акварель или гуашь (синего цвета, но можно предоставить выбор);
  • кисти разного размера;
  • стаканчики с водой;
  • малярный скотч или канцелярские зажимы (если предполагается показ работ).

Для начала подготовьте удобное рабочее место, разложите все необходимые материалы.

В качестве разминки можно использовать «разогревающее» упражнение «Дерево» (оно отлично подойдет для группы детей, которые не знакомы друг с другом).

Попросите ребят нарисовать на большом листе бумаги дерево с большим количеством веток и предложите нарисовать на любой ветке яблоко тем цветом, который отражает настроение в данный момент (хорошее настроение — красным цветом, среднее — зеленым и т. д.). Обсудите с ребятами, почему у них именно такое настроение. Это же упражнение может быть завершающим процессом арт-терапии — так вы проследите, как изменилось настроение ребенка за время занятия.

После разминки обсудите с детьми различные чувства и эмоции, которые они знают или испытывают. Это могут быть радость, грусть, страх, возбуждение, злость и т. д. Попросите вспомнить, какие события происходили в эти моменты. Можно показать картинки с героями мультфильмов, испытывающими разные эмоции, и поиграть в игру — попросить детей угадать, какие эмоции испытывает герой.

После переходите к основной части: предложите детям представить, что их чувства — это море. Спокойные моменты в жизни — это спокойная вода, а трудные моменты — это шторм и волны. Пусть дети используют разные оттенки синего или любых других цветов, чтобы изобразить разные эмоции. Например, светло-синий (розовый) может представлять радость, а темно-синий — грусть.

Когда рисунок закончен, дайте каждому ребенку возможность рассказать о своем «море чувств». Это можно сделать, просто сев в круг всем вместе или развесив работы на стене. Спросите: «Какие чувства вы изобразили?», «Где на рисунке спокойствие, а где буря?» Это поможет детям лучше осознать свои эмоции.

Упражнение «Цветочная поляна» (для детей 7–10 лет)

Основная цель этого упражнения — развить навыки коммуникации и взаимодействия с другими, уважения к границам и понимания эмоций сверстников, самопознания и рефлексии, творческих способностей.

Для занятия понадобятся:

  • листы бумаги формата А4/А3;
  • акварель или гуашь;
  • фломастеры, цветные карандаши;
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • лист бумаги не менее 1,5 м в длину (например, крафт-бумага);
  • кисти разного размера;
  • стаканчики с водой;
  • малярный скотч или канцелярские зажимы (для показы работы).

После разминки (можно провести упражнение «Дерево») попросите детей спокойно посидеть и представить цветочную поляну, на которой растут разные цветы. А потом и представить цветком самого себя. Ребятам нужно подумать о том, каким бы он был? Какие у него листья, стебель, есть ли шипы? Яркий этот цветок или нет? Может ли он расти в лесах или полях или он сказочный?

Далее попросите детей открыть глаза и представить себя маленькими цветами: нужно сесть на корточки. Потом скажите, что пошел дождь, и цветок стал расти: дети медленно встают. А теперь подул сильный ветер: цветы качаются из стороны в сторону. Попросите ребят оглянуться вокруг, посмотреть друг на друга и улыбнуться.

Переходим к основной части: попросите детей сесть за столы и на листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисовать цветы, которые они представили. А затем предложите детям рассказать историю своего цветка от первого лица.

Детям можно задавать дополнительные вопросы: «Где твоему цветку хотелось бы расти: на поляне или клумбе?», «Есть ли у него друзья?», «Боится ли чего-нибудь этот цветок?», «Этот цветок счастлив или нет?», «О чем он мечтает?» и т. д.

Дальше попросите ребят вырезать свои цветы и наклеить их на большой лист бумаги. Это будет поляна в саду.

Каждый вправе решать, где удобнее будет расти его цветку: среди других в лесу или в стороне, на опушке леса или на клумбе.

Обязательно следите за тем, чтобы дети договаривались, уступали друг другу.

На оставшейся части поляны ребята могут нарисовать то, что захотят: поселить там птиц, зверей, изобразить другие растения или водоемы. Рисунок прикрепите к стене — так, чтобы все могли его рассмотреть.

В конце вместе полюбуйтесь «цветочной поляной», попросите ребят рассказать о своей работе и впечатлениях от общей композиции. Отметьте, что совместными усилиями и благодаря сотрудничеству и творчеству обычный лист бумаги превратился в красивую поляну, где каждый занял свое место — то, которое выбрал сам.

Упражнение «Мой секретный остров» (для детей 10–13 лет)

Это упражнение поможет создать определенное «место», где ребенок может чувствовать себя в безопасности, выразить свои желания, чувства, страхи.

Для упражнения понадобятся:

  • большие листы бумаги (формат А3 или больше);
  • разноцветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, пастель и т. д.

Для знакомства можно провести упражнение «Дерево».

Переходя к основной части, объясните детям, что у них есть возможность создать свой уникальный остров — место, где они могут чувствовать себя комфортно, расслабиться. Это может быть место их мечты или просто место, где они бы хотели провести время.

Позвольте детям проявить фантазию и нарисовать все, что они хотят, а попутно задавайте им вопросы: «Может быть, на острове есть водопад?», «Какие животные живут на вашем острове?», «Есть ли там какие-то особенные строения или дома?»

После завершения рисования спросите у каждого о различных элементах их островов, что они символизируют, какие чувства или мечты ассоциируются с этими элементами.

Также дайте детям возможность рассказать о том, как они чувствовали себя во время выполнения упражнения и что они узнали о себе благодаря этому опыту.

Упражнение «Дверь в мое будущее» (для подростков 14–16 лет)

В этом возрасте упражнения в арт-терапии могут быть направлены на размышления ребенка о будущем, понимание своего «Я» и выражение своих чувств и переживаний.

Для упражнения понадобятся:

  • большие листы бумаги (формат не меньше А3);
  • карандаши, фломастеры, акварель, пастель и т. п.

Для начала объясните ребятам, что они будут рисовать дверь, которая ведет в их будущее. Их задача не просто нарисовать дверь, но и представить, что находится за ней.

В процессе рисования задавайте вспомогательные вопросы: «Как выглядит ваша дверь?» (декоративные элементы, цвет, текстура), «Что находится за дверью?» (предметы, люди, животные, природа, города, профессии и т. д.), «Эта дверь открыта или к ней нужно подбирать ключ?» и т. д.

После завершения рисования попросите ребят рассказать о своих дверях и о том, что они представляют за ними.

Также дайте возможность подросткам рассказать о том, как они чувствовали себя во время выполнения упражнения, какие надежды и страхи ассоциируются у них с их будущим.

Упражнение «Мой путь» (для детей любого возраста)

Это один из примеров упражнений, в которых нужно будет использовать природные материалы: шишки, песок, сухие листья, камни, воду и т. д. Перед упражнением разложите их по разным емкостям и расставьте эти емкости на столе.

Попросите детей расположить эти емкости таким образом, чтобы составить свою дорогу: ту, по которой было бы приятно идти, трогая материалы (может быть, даже закрыв глаза).

Например, для детей 12–16 лет это может быть дорога, символизирующая то, как прошел учебный год.

После того как ребенок составит дорогу, попросите его рассказать, почему он именно так расположил материалы, какие эмоции испытывал. После работы с природными материалами предложите нарисовать дорогу красками, фломастерами, сделать коллаж.

Обязательно попробуйте вместе с детьми одно или несколько упражнений арт-терапии, и вы поймете, как они помогают раскрыть чувства, переживания, стать ближе с ребенком.

В нашей следующей статье мы расскажем о том, как арт-терапия помогает особым детям.

Поделиться в соцсетях