background picturebackground picture

10 вопросов об арт-терапии

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

344

Специалист отвечает на вопросы о популярном сегодня психологическом методе

В нашей прошлой статье мы с вами узнали о том, что такое арт-терапия, как появился этот психологический метод, как он помогает восстанавливать здоровье детям и взрослым и какие существуют виды «лечения творчеством». Сегодня в продолжение цикла мы попросили Дарью Буюн, художника, специалиста по арт-терапии, эксперта АНО «Колесо Обозрения», ответить на самые популярные вопросы об этом методе «лечения искусством».

Может ли арт-терапевт поставить диагноз?

Важно помнить, что результаты диагностики в арт-терапии всегда субъективны и должны рассматриваться индивидуально! Эти результаты служат стартовой точкой для терапевтического процесса, а не для постановки окончательного диагноза.

Если человек совсем не умеет рисовать (лепить, петь, танцевать, сочинять), ему можно заниматься арт-терапией?

Конечно! Арт-терапия подходит для людей всех возрастов, независимо от творческих способностей. Нужно понимать, что цель арт-терапии — не создать объект искусства, не получить оценку за «идеальную работу», а поработать с собственным внутренним миром. Главное — процесс, а не результат.

Как правильно выбрать материал для творчества? Или нет разницы между, например, рисованием мелками, красками, карандашами?

Каждый материал имеет свои особенности и может влиять на процесс терапии по-разному.

Существует два типа материалов:

  • контролируемые: карандаши, мелки, фломастеры — они позволяют усилить контроль и сфокусироваться на задаче;
  • выразительные: пастель, краска, глина — эти материалы обеспечивают более свободное и глубокое выражение.

Контролируемые материалы обычно выбирают люди, чувствующие неуверенность или усталость.

Такое рисование обычно легче и комфортнее. Карандаш подходит для выражения точных эмоций или воспоминаний. Мел позволяет более свободное, возможно, даже беспорядочное выражение. Может вызвать более детские или игривые ассоциации. Также контролируемые материалы используют при индивидуальной работе с детьми или в группах, где поведение участников сложно контролировать.

А вот уже после того, как человек активно и с интересом поучаствует в процессе, использование выразительных материалов, таких как краска или глина, может стимулировать глубокое и искреннее самовыражение, что особенно актуально при работе с эмоциями.

Краски предоставляют возможность для яркого и насыщенного выражения.

Вода, смешиваемая с краской, может дать дополнительное измерение творчеству, позволяя пациентам «пуститься по течению» или контролировать интенсивность цвета.

Многое зависит и от комфорта и привычки человека. Возможно, у кого-то из детей или взрослых краски вызывают тревогу и им было бы комфортнее работать фломастерами, карандашами.

Важно, чтобы терапевт предоставил выбор, для того чтобы помочь пациенту наиболее эффективно выразить себя.

Какие виды арт-терапии подходят малышам?

Арт-терапией могут заниматься дети с самого раннего детства. Так, малышам до 3 лет она будет полезна для развития моторики, ознакомления с миром цветов и форм, выражения эмоций. Разумеется, работать нужно только с безопасными материалами — такими, как пальчиковые краски, глина или пластилин.

Дошкольникам арт-терапия поможет развить социальные навыки, улучшить самовыражение и креативность, наладить саморегуляцию и контроль эмоций. Ребятам этого возраста подойдет тематическое рисование, создание масок или кукол, рассказывание историй с помощью арт-работ.

Что лучше подобрать для младших школьников и подростков?

Арт-терапия у школьников может помочь улучшить самооценку, обработать стрессы и конфликты, развить навыки рефлексии и адаптироваться к школьной среде.

Основные подходы — это тематическое рисование, создание арт-журналов, групповые проекты, интерпретация готовых художественных произведений.

Подросткам арт-терапия сможет помочь разобраться в сложных эмоциональных вопросах, разработать позитивную самоидентификацию и развить навыки коммуникации. Среди основных подходов: глубокое исследование материалов, использование мультимедиа, арт-терапевтические группы на конкретные темы (например, управление стрессом).

Бытует мнение, что «лечение искусством» больше подходит детям, а для взрослых оно уже не так эффективно, это так?

Это не так. В работе со взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) арт-терапия может быть очень полезна.

Например, у мам и пап арт-терапия может быть эффективна для отработки стрессов, связанных с родительством, улучшения отношений в семье, самореализации.

Среди основных подходов метода: создание семейных арт-проектов, использование арт-терапии для рефлексии о родительстве, групповые сессии для родителей.

У старшего поколения арт-терапия может быть связана с отработкой вопросов, связанных со старением, сохранением когнитивных функций, созданием наследия.

Среди подходов: работа с воспоминаниями через творчество, создание хроник или семейных историй, групповые занятия для обмена опытом.

Можно ли сказать, что есть различия между арт-терапией для мужчин и для женщин?

Мужчины и женщины, в зависимости от культурного и социального контекста, могут иметь разные способы выражения своих чувств и переживаний. Это может отразиться в их арт-терапевтических работах.

Так, в некоторых культурах мужчинам может быть труднее выразить свои эмоции из-за социальных стереотипов. Арт-терапия может предоставить им безопасное пространство для исследования и выражения своих чувств без страха осуждения.

Женщины могут сталкиваться с собственными уникальными социальными и культурными ожиданиями, и арт-терапия может помочь им обработать эти вопросы, а также другие темы, такие как материнство, самооценка и отношения.

Однако стоит помнить, что каждый человек уникален и нужно учитывать личные переживания, опыт, потребности и контекст.

О каких бесспорных преимуществах арт-терапии можно говорить?

Несколько преимуществ для детей
  • Непринужденное выражение себя и саморегуляция. Ведь многим детям проще выразить свои чувства и эмоции через рисунок или другое творчество, чем словами.
  • Развитие моторики. Рисование, лепка и другие виды творчества стимулируют развитие мелкой моторики.
  • Придание уверенности. Законченные творческие проекты могут укреплять самооценку ребенка.
  • Стимуляция фантазии и креативности. Арт-терапия расширяет границы воображения и помогает развивать креативное мышление.
Преимущества для взрослых
  • Средство самовыражения. Арт-терапия предоставляет безопасное пространство для выражения чувств и переживаний, которые может быть трудно выразить словами.
  • Снятие стресса. Творческий процесс может служить отдушиной для снятия стресса и напряжения.
  • Осознание и рефлексия. Арт-терапия может помочь осознать и обработать глубоко скрытые проблемы или травмы.
  • Развитие интуиции и самопознания. Через творческий процесс люди могут узнавать больше о себе и своих внутренних переживаниях.

Существуют ли недостатки у арт-терапии?

Да, безусловно, как и у любого психологического метода, у арт-терапии есть и свои недостатки.

  • Например, если взрослые неправильно интерпретировали творческие проявления ребенка, может возникнуть недопонимание и даже отторжение.
  • Также если ребенок столкнулся с трудностями в творческом процессе, это может вызвать неудовлетворенность или усилить негативные чувства.
  • У некоторых взрослых формируется устойчивое мнение, что они «не умеют рисовать» или «не творческие люди». Это иногда даже приводит к отказу от участия.
  • У кого-то творческий процесс может вызвать глубоко скрытые воспоминания, и тогда занятия становятся болезненными и некомфортными.
  • Некоторые взрослые также иногда считают, что на арт-терапию уходит слишком много времени или что для нее нужны специальные материалы.

Однако все случаи индивидуальны и не всегда нужно сразу же отказываться от метода. Иногда стоит попробовать изменить подход.

Можно ли обойтись без психолога, занимаясь с детьми?

Это зависит от целей занятий.

Если арт-терапия используется в терапевтических целях — для лечения конкретных психологических или эмоциональных проблем (для работы с травмой, тревожностью, депрессией и т. д.), то рекомендуется проведение сессий под руководством квалифицированного арт-терапевта или психолога.

Если цель арт-терапии — стимулирование творческого развития, улучшение моторики или просто творческое самовыражение, занятия могут проводиться без психолога. В таком контексте арт-терапия ближе к творческим занятиям или мастер-классам по искусству.

Но даже если занятия проводятся без психолога, с образовательными или развивающими целями, важно помнить, что творческий процесс может вызвать у детей сильные эмоции или воспоминания.

Взрослые, работающие с детьми, должны быть готовы к таким реакциям и иметь возможность обратиться к специалисту за консультацией или поддержкой при необходимости.

В наших следующих статьях мы расскажем вам о нескольких упражнениях арт-терапии для детей разных возрастов, а также поговорим о том, как этот психологический метод помогает особым детям.

Поделиться в соцсетях