background picturebackground picture

500 рублей за пятерку: стоит ли поощрять ребенка деньгами

Школьники

314

Выстраиваем здоровые финансовые отношения со своими детьми

Можно ли стимулировать ребенка деньгами за хорошие оценки и работу по дому? Если да, то как при этом сохранить  здоровую мотивацию? Педагог-психолог Наталья Евсикова рассказывает, как воспитать финансово грамотного ребенка и при этом избежать денежных манипуляций с обеих сторон.

Карманные деньги с 8–9 лет

В вопросе денежного поощрения детей родители делятся на два лагеря. Для кого-то неприемлема сама идея платить ребенку за хорошее поведение, помощь по дому и отличные оценки, а кто-то, наоборот, считает, что чем быстрее дети познакомятся с финансовыми отношениями на примере собственных карманных денег, тем лучше.

Тут нужно сделать оговорку: нельзя считать карманными деньгами «целевые» средства, которые выдаются ребенку на обед в школьном буфете или на оплату проезда в общественном транспорте, ведь он не может распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Для таких необходимых трат полезно завести ребенку отдельную карточку, на которую родители могут переводить нужную сумму, например, раз в неделю. Так у них будет больше возможностей для контроля за расходными операциями, а ребенок будет застрахован от потери наличных.

Карманные деньги — это определенная сумма на личные расходы ребенка, ее размер зависит от его возраста и дохода семьи. Она не должна быть слишком большой или, наоборот, маленькой. Для этого нужно представлять себе примерные траты школьника (поход в кино или в кафе с друзьями), и рассчитывать количество денег таким образом, чтобы он не чувствовал себя на фоне других сверстников ни слишком богатым, ни чересчур ограниченным в средствах. Выдавать карманные деньги можно уже с 8–9 лет.

Имеет смысл договориться об определенной сумме и выдавать ее раз в неделю или в месяц. Регулярность и предсказуемость постепенно научат ребенка планировать бюджет и рационально подходить к расходам.

При этом карманные деньги не инструмент для поощрения или наказания. Сумма обговаривается один раз и остается неизменной независимо от поведения ребенка и настроения родителей.

В некоторых семьях предпочитают выдавать деньги на карманные расходы по просьбе подростка. У такого способа финансирования несколько минусов. Каждый раз взрослым приходится принимать решение, давать или не давать деньги. Ребенок при этом лишается возможности самостоятельно планировать расходы. А если средства к тому же выдаются сразу по требованию, у него может сложиться впечатление о неограниченности семейного бюджета.

Платить ли ребенку за учебу и работу по дому?

Если родители платят за хорошие оценки, то они дают ребенку повод думать, что учеба нужна им больше, чем ему самому, — а это не так. При таком подходе у школьника может сформироваться внешняя мотивация зарабатывать на оценках. А внутренняя потребность учиться, природная любознательность и стремление развиваться постепенно отойдут на второй план. К тому же возникает риск, что подросток в случае обиды на родителей может начать мстить им плохими оценками.

Схожим образом обстоят дела с работой по дому. Получая за нее деньги, ребенок не ощущает чувства общности семьи и понимания, что домашние обязанности — это обязанности всех членов семьи, а не способ заработка.

Имеет смысл поощрять школьника деньгами за те или иные достижения: например, если он выиграл олимпиаду или хорошо выступил в постановке школьного театра, уместно предложить ему на выбор подарок или его денежный эквивалент, которым можно распорядиться по своему усмотрению.

Похожего поощрения заслуживают помощь в постройке летнего домика на даче или капитальная уборка в гараже — дела, также выходящие за рамки привычных обязанностей. В таком случае основной мотивацией становятся не деньги и подарки, а именно родительская похвала и признание усилий и успехов ребенка.

Не только карманные: как еще воспитать финансовую ответственность

Чтобы ребенок понимал, что родительский кошелек не бездонный колодец, с 10–11 лет посвящайте его в семейный бюджет. Рассказывайте об обязательных расходах и о том, сколько денег остается после этого. Обсуждайте с ним крупные покупки, показывайте движение денег в семье.

Неплохим воспитательным моментом может стать ситуация, когда ребенок разрывается между двумя крупными покупками (например, велосипедом и телефоном). Обозначьте сумму, которую готовы выделить, и предложите самому сделать выбор. Таким образом формируется умение идти на компромиссы и договариваться о тратах.

Для старшеклассников новой ступенью финансовой грамотности может стать первая работа. Возможность заработать позволяет подростку не только иметь собственные деньги и распоряжаться ими. Она помогает прочувствовать ценность времени и труда в жизни человека, учит спокойнее относиться к деньгам и лучше представлять себе экономические процессы.

Важно научить своих детей советоваться с вами, если они решились на дорогую покупку. Даже если очевидно, что ребенок заблуждается и покупка его разочарует, вы можете попытаться убедить или отговорить его, но окончательный выбор остается за ним. Смиритесь с потерями и нерациональными расходами на первом этапе, ведь финансовые неудачи — это тоже часть науки управления деньгами.

  

Беседовал: Игорь Александров

Фото: Коллекция / iStock

Поделиться в соцсетях