Педагог о возрастных и психологических особенностях детей
Поступая в первый класс, ребенок попадает в совершенно новый, более «взрослый» мир. У него меняется окружение, появляется больше обязанностей. Приходится привыкать к новым ролям: ученик, товарищ, член коллектива. Психологически и личностно ребенок может быть еще не готов к такому резкому переходу. Поэтому, чтобы учеба не стала непосильным трудом, нужно стараться еще в дошкольном возрасте развивать у ребенка определенные качества и навыки. Как сделать переход из беззаботного детства в школьную жизнь более комфортным, рассказала психолог начальной Ломоносовской школы Анна Куприкова.
Возрастные особенности учеников начальных классов
На первый год обучения в школе приходится кризис семи лет. В это время у детей формируется социальное «Я», появляются возможности для проявления самостоятельности. Они начинают осознавать свою индивидуальность и место в обществе, активнее отстаивать свои интересы. Ребенок стремится к тому, чтобы иметь больше контроля над своей жизнью и самостоятельно принимать решения. В поведении появляется противоречие: с одной стороны, он ведет себя как ребенок, а с другой — как взрослый начинает предъявлять свои нормы. Из-за этого появляется конфликтность и бунтарское настроение: стремление к расширению своих прав, желание делать все по-своему, доказывать свою правоту, нарушать правила. Родители постепенно теряют в его глазах непоколебимый авторитет.
Мир перестает быть для ребенка таким безопасным и радужным, как в раннем детстве, когда все проблемы решали мама с папой. Теперь приходится самостоятельно справляться со сложными ситуациями в школе — придумывать, что делать, если забыл тетрадь дома, оставил учебник на уроке английского, случайно испачкал весь пенал ручкой.
В этом возрасте ребенок уже неплохо различает оттенки эмоций и дает им оценку, но управлять своими чувствами ему все еще сложно.
Родители часто связывают негативные изменения в поведение ребенка именно со школой. На самом же деле это закономерное развитие личности, происходит качественный скачок — ребенок как бы меняется весь в целом. Происходит переход к новому типу деятельности — от игры к учению, изменяется структура прав и обязанностей, меняется мотивация, к уже имеющемуся «Я хочу» добавляются «Я должен» и «Я могу».
Это время социальной адаптации, проверка своих способностей завоевать уважение других.
Особенности развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста
У детей, поступающих в первый класс, внимание, память и мышление работают не так, как у учеников средней школы. Из-за этого могут возникнуть трудности в первые годы обучения. Как же помочь своему ребенку лучше усваивать информацию?
Для запоминания используйте картинки и образы. Дети лучше запоминают образы, картинки, события, чем абстрактные понятия, тексты, объяснения. Например, таблица умножения быстро и хорошо усвоится, если для запоминания использовать карточки с изображениями предметов, соответствующих каждому числу. Этим можно пользоваться во время заучивания таблицы дома.
Давайте ребенку задачи на развитие восприятия. При проблемах с восприятием детям сложно классифицировать и обобщать информацию. Трудно сориентироваться, сколько времени займет то или иное задание, определить мотивы персонажа из художественного произведения, подобрать подходящий заголовок к тексту.
Чтобы развить целостное восприятие, учите ребенка наблюдать за окружающим миром, находить сходства и различия между различными объектами, рассматривать иллюстрации и картины. Обратитесь к играм: «Сложи узор», «Танграм», «Узнай по описанию», «Мозаика», «Лото», пазлам или игре «Дорисуй-ка», в которой перед школьником стоит задача дорисовать изображение на картинке. В более старшем возрасте можно практиковать подбор заголовков для рассказа или составление плана для прочитанного текста.
Учите ребенка думать и размышлять. В школе ребенок будет учиться собирать информацию воедино, основываясь на общих признаках, оценивать ее достоверность и актуальность, а также вычленять главное.
Развитое логическое мышление, умение обрабатывать информацию позволит ребенку быстро находить ответы на вопросы, легко адаптироваться к новым условиям и лучше усваивать учебный материал. Развить это полезное качество помогут настольные игры, сравнение и группировка предметов, решение головоломок, составление рассказов по картинкам, игры со словами, ассоциации, придумывание новых концовок для сказок и рассказов.
Привлекайте внимание ребенка к скучным темам яркими примерами. В младшем школьном возрасте у детей непроизвольное внимание развито лучше, чем произвольное. Это означает, что интерес вызывает, в первую очередь, что-то совсем новое, неожиданное, яркое и интересное. Например, интерактивная доска с заданиями, необычный эксперимент, экскурсия. Ученики обращают на это внимание автоматически, без сознательных усилий. Поэтому, если нужно подготовиться к контрольной по предмету «Окружающий мир» на тему «Вода и ее свойства», покажите ребенку на практике, что такое фильтрация и как она работает. Например, дома грязную воду с землей и песком пропустите в стакане через бумажный фильтр и покажите, как благодаря фильтрации она очистилась.
Как помочь ребенку адаптироваться
Для того чтобы первокласснику было легче адаптироваться в школе и успешно учиться, уже в дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность и самоорганизацию. Эти качества помогут ученику эффективно управлять временем и задачами, придадут ему уверенность в себе и своих силах.
Важно стимулировать и поощрять самостоятельность ребенка. Уже в 6 лет стоит создавать ситуации, при которых ребенок будет брать на себя ответственность.
Научите ребенка самостоятельно выполнять поручения и «важные дела» — например, убирать свои игрушки, вовремя покормить питомца, следить за порядком на своем рабочем столе. Обязательно отмечайте хорошее выполнение порученного дела.
Помогайте ребенку планировать его деятельность. Составьте вместе с ним распорядок дня в картинках в виде плана и расположите его на уровне глаз ребенка. Также для организации времени продуктивно использование часов (в том числе песочных).
Эмоциональный интеллект и коммуникабельность, умение общаться и находить компромиссы помогают быстро вливаться в коллектив и находить общий язык с любым человеком. Если у ребенка в соответствием с его возрастом развит эмоциональный интеллект, то он хорошо понимает свои чувства и потребности других людей, может управлять своим эмоциональным состоянием, осознавать свои реакции.
Старайтесь погружать ребенка в среду, где он мог бы развивать коммуникативные навыки, приглашайте его друзей домой, организовывайте совместные прогулки, досуг и игры.
Очень важно научить ребенка соблюдать правила игры, следовать очередности хода, договариваться с другими участниками игры, правильно реагировать на неудачи, допущенные ошибки. Каждый человек в своей жизни допускает ошибки или терпит неудачи, но это делает его мудрее и сильнее.
Читайте вместе детскую литературу и обсуждайте поведение и поступки героев. Также разговаривайте о том, какие эмоции испытывают другие люди в различных обстоятельствах, как наши действия влияют на чувства окружающих.
С первого класса ребенку предстоит еще долгий и непростой, но интересный путь обучения в школе, на протяжении которого он будет расти и развиваться, получать знания, осваивать новые навыки и умения. Чтобы ребенку было проще привыкнуть к новому укладу жизни, необходимо начинать подготовку заранее, еще в дошкольном возрасте, развивая качества, которые помогут ему в обучении.