background picturebackground picture

Знакомим ребенка с интернетом: когда начать и как организовать

Родители

Дошкольники

Школьники

Цифровая среда

563

Правила для родителей

В каком возрасте впервые можно разрешить ребенку пользоваться интернетом? Как уберечь его от нежелательного контента? Что делать, чтобы у школьника или дошкольника не возникло зависимости? Как научить маленького пользователя правильно выбирать информацию? На эти и многие другие вопросы родителей о первых шагах ребенка в Сети ответила научный сотрудник Института коррекционной педагогики Евгения Акимова.

Когда начинать?

Многие родители, чтобы ускорить развитие малыша, стремятся как можно скорее познакомить его с возможностями Всемирной Сети. Однако каждому умению свое время.

Специалисты обычно выделяют несколько показателей готовности ребенка к началу пользования интернетом:

  • потребность в получении информации;
  • необходимость интернета для развития и обучения;
  • потребность в удаленном общении с близкими и сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно школьный возраст оптимален для начала знакомства с возможностями Сети.

Также стоит отметить, что именно в этот период ребенок учится сам распознавать опасные ситуации и прогнозировать развитие событий.

Основные этапы знакомства

Первый этап знакомства ребенка с интернетом — это получение информации только с помощью родителей. Обычно он наступает в младшем школьном возрасте.

Мама и папы должны помочь ребенку освоить основные навыки получения информации (можно также воспользоваться обучающими видео), научить пользоваться поиском, обмениваться фотографиями, аудио- и видеосообщениями.

На данном этапе родители формируют у ребенка культуру пользования интернетом, показывают пример и знакомят с правилами.

Следующий этап — использование интернета под контролем родителей. Обычно он наступает в среднем школьном возрасте.

В этот период ребенку должно быть доступно небольшое количество проверенных сайтов (соответствующих его потребностям), семейная электронная почта, а также одна-две проверенных группы в мессенджере. Мама и папа должны контролировать количество и содержание получаемой ребенком информации, проверять грамотность, устанавливать и закреплять определенные правила пребывания в интернете (временные рамки, доступные сайты).

И последний этап — самостоятельное пользование интернетом (старшеклассники).

В этот период ребенок уже сам помнит и соблюдает необходимые правила, а родители только контролируют их соблюдение.

Очень важно в этом возрасте поддерживать доверительные отношения, беседовать с ребенком о том, чем он увлекается, с кем дружит в Сети.

Обязательно говорите подростку о том, что он всегда может обратиться к вам за помощью и советом.

Ограничения по времени

В каждом из периодов должны быть установлены четкие ограничения экранного времени.

  • Детям в 6–7 лет суммарно в день можно находиться у экрана компьютера, телевизора или играть в гаджет не больше 20 минут.
  • Ученикам 1–2-х классов — не более 80 минут в день.
  • Ученикам 3–4-х классов — не более 90 минут.
  • Ребятам в 5–9-х классах можно сидеть за компьютером и телевизором не более 2 часов в день.
  • Старшеклассникам (10–11-е классы) — не более 170 минут в день.

Продлить время у экрана можно, но не больше чем на 5 минут (например, доиграть в игру или досмотреть мультик).

Родителям важно быть последовательными и решительными, но при этом постараться не давить и не ругать.

Если вы видите, что ребенок устал или раздражен, обязательно попросите его устроить перерыв, во время которого можно сделать обычную гимнастику или гимнастику для глаз.

Общие правила, которые взрослые должны объяснить ребенку

  • Выход в Сеть можно осуществлять только с разрешения родителей.
  • Нельзя самостоятельно открывать прикрепленные к почтовым сообщениям вложения.
  • Любые покупки в интернете должны быть оговорены с родителями и совершаться на проверенных сайтах.
  • Нельзя отвечать на обидные, недоброжелательные сообщения. В виртуальном мире, как и в обычной жизни, нужно быть вежливым и доброжелательным, осторожным и осмотрительным с людьми.
  • Ребенок должен знать, что о любых оскорблениях, навязчивых попытках подружиться от незнакомых аккаунтов он сразу же должен рассказать родителям.

Также лучше сделать скриншоты таких сообщений, зафиксировать адрес отправителя и в случае необходимости передать в правоохранительные органы.

О том, как вести себя в случае кибербуллинга (агрессии и травли в Сети) или кибергруминга (создания доверительных отношений с ребенком в Сети с целью совершения преступления против половой неприкосновенности), читайте в наших статьях.

Травля в Сети: как защитить ребенка

Интернет: риски, ресурсы, возможности

Социальные сети и дети

А здесь вы найдете подробные рекомендации о том, как действовать в случае шантажа.

Правила сетевых игр

  • Прохождение игры не должно занимать более 2–3 часов.
  • Игра не должна провоцировать на покупку виртуальных обновлений, без которых невозможно выиграть.
  • Игра не должна содержать сцен насилия и жестокости, также сценариев антисоциального и преступного поведения.
  • На игру должен быть установлен согласованный с родителями лимит времени.
  • Не рекомендуется есть во время игры.

Правила информационной безопасности

  • Необходимо сообщать родителям об опасной, неприятной и вообще любой насторожившей ребенка информации из интернета, от кого бы она ни исходила.
  • Нельзя доверять непроверенной информации в интернете. Для получения и проверки информации нужно стараться использовать официальные справочные ресурсы.

Правила коммуникативной безопасности

  • Нужно защищать свои личные данные от третьих лиц: нельзя сообщать свой адрес, телефон, геоданные, ФИО родителей, их место работы или размер заработной платы; не стоит публиковать фотографии квартиры, сообщать сведения о семье, друзьях, времени отпуска, времени пребывания дома, выкладывать фото паспорта или любых документов, билетов и т. д. Также нельзя размещать фотографии видео с родственниками без их согласия.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок использовал только модерируемые чаты.
  • Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя договариваться о встрече с интернет-знакомыми, не предупредив родителей.
  • Необходимо соблюдать сетевой этикет (быть вежливым, грамотным, не употреблять много эмодзи, заглавных букв (капслока), хештегов, не стоит также дробить сообщения на отдельные слова и рассылать спам).

Основные правила для родителей

  • Постарайтесь почаще разговаривать с ребенком о его интересах и действиях в Сети.
  • При необходимости используйте программы родительского контроля и безопасного поиска.
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности.
  • Создайте персональные аккаунты в социальных сетях, изучите их особенности сами и расскажите о них детям.
  • Если ребенок столкнулся с опасной ситуацией, самое главное для родителей — это сохранять спокойствие и придерживаться верного алгоритма действий.
  • Если подросток столкнулся с серьезной психологической нагрузкой в цифровом пространстве, помогите ему устроить перерыв — вместе сходите на прогулку, поиграйте в настольные игры и т. д.

Один из самых важных советов для родителей: не принижайте значимость виртуальной жизни для ребенка! Вам может казаться, что это простая переписка или игра, а для ребенка это может быть одним из самых главных событий в данный период. Проявите заинтересованность, попробуйте вникнуть в суть мира, в котором живет ваш ребенок, и в этом случае ваши отношения будут доверительными — в любой сложной или опасной ситуации он придет за советом к вам, а не к друзьям или знакомым в соцсетях.

Поделиться в соцсетях