background picturebackground picture

Социальные сети и дети

Школьники

Подростки

Цифровая среда

401

Как сделать пребывание в Сети более безопасным и полезным

Дети взаимодействуют с соцсетями достаточно часто. В чем плюсы и минусы этого взаимодействия? Как реагировать родителям: оставить ребенка в покое или насторожиться и присмотреться к тому, что происходит в его телефоне? В чем кроется конфликт между родительским контролем и цифровизацией детей? На вопросы отвечает клинический психолог Марина Савкина.

Социальные сети — это онлайн-платформа, которая используется для создания социальных отношений и взаимосвязей, общения, знакомств, работы и профессиональных союзов. Они затрагивают не только взрослый мир, но и современное детство. Дети погружаются в соцсети, и это является формой их досуга. Домашнее пространство становится одновременно и приватным, и публичным. То есть находясь в своей комнате, можно побывать где угодно и общаться с разными людьми. В этой связи нужно научить ребенка правильному поведению в Сети.

Опасности и правила их предотвращения

1. Утечка данных. Нужно установить антивирус на гаджет ребенка, для того чтобы не произошел взлом аккаунта и личная информация не попала в общий доступ, и помочь настроить конфиденциальность. Объясните ребенку, что в соцсетях не стоит публиковать полное имя, номер телефона, адрес проживания и, вообще, лучше использовать псевдоним. Его ребенок может придумать самостоятельно или вместе с родителями.

2. Незнакомцы. Дети нередко добавляют в друзья неизвестных людей (доказывая себе и окружающим свою популярность). Родителям стоит просматривать периодически, с кем дружит и что публикует в открытом доступе их ребенок. Необходимо предложить ему удалить из друзей пользователей, с которыми он лично не знаком.

3. Встречи в реальности. Объясните ребенку, что встречаться в реальной жизни с неизвестными пользователями недопустимо.

4. Трата денег по неосторожности. Проследите, чтобы на аккаунте ребенка не были зарегистрированы ваши платежные карты. Проверяйте его подписки, которые из поначалу бесплатных могут со временем стать платными.

5. Опасные ссылки. Нужно рассказать ребенку о том, что существуют вредоносные программы, которые могут заразить компьютер вирусами или собрать данные. Убедите ребенка в том, что если вдруг произойдет взлом аккаунта, он должен обязательно сообщить об этом родителям.

6. Кибербуллинг. Так же как и в реальной жизни, в соцсетях существуют недоброжелатели, которые по разным причинам могут организовать травлю ребенка. В виртуальном пространстве это переживается так же, как в реальной жизни. Буллеры могут писать нехорошие сообщения, скачивать фото, насмехаться. Для того чтобы помочь ребенку, родителям надо объяснить ему, что в случае травли он должен обязательно сообщить об этом взрослым. Дети часто боятся или стесняются говорить о случившемся. Первый совет, который родители могут дать ребенку, — не реагировать на буллинг, не поддаваться на провокации, не писать ответные сообщения, игнорировать, остальное необходимо будет решать по ситуации.

7. Соблазны. В соцсетях много соблазнов, которые стоят реальных денег: подарить подарок, продолжить игру и т. д. Детская психика не настолько крепкая, чтобы выдержать давление. У детей другое восприятие денег. Многие дети соблазняются на профессию блогера, думая, что те получают деньги просто так, за разговоры. Это не совсем так. Поговорите с ребенком о деньгах, о том, как они зарабатываются. Если ребенок хочет стать блогером, пусть выполнит задание: напишет сценарий и продумает контент своего канала, придумает название, распишет несколько роликов и с этим бизнес-планом придет к родителю. Воодушевленный ребенок начинает писать, но в силу возраста (если речь идет о ребенке до 12 лет) не справляется с этой задачей. В такой ситуации все в выигрыше: родитель не против, ничего не запрещает, не портя отношения с сыном или дочерью, а ребенок получает опыт и понимание, что для получения результата необходимо прилагать усилия. А если у ребенка все получилось и всем понравилось, у него появляется шанс развиваться в этой области.

8. Контент, который транслирует ребенок. Дети до 12 лет еще не имеют эротического восприятия себя, не осознают собственных интимных границ и могут, сами того не подозревая, транслировать слишком открытые фотографии и видео. Кроме того, они могут повторять позы или движения своих кумиров, которые будут смотреться явно не по возрасту. Объясните ребенку, что можно выкладывать фото или видео только в одежде. Но не стоит при этом отслеживать каждую публикацию ребенка, иначе он будет чувствовать, что вы за ним постоянно следите. Подобное ощущение формирует тревожность и мнительность. Постарайтесь доверять сыну или дочери и объясните, что можно, а что нельзя.

9. Манипулирование. В соцсетях нередко происходит склонение детей к преступлениям. Мошенники втираются в доверие к ребенку и начинают им манипулировать при помощи фотографий или информации. Например, шантажируя, заставляют воровать деньги у родителей. Объясните ребенку смысл слова «манипуляция» и убедите его сообщить вам, если подобное произойдет с ним. Дайте ребенку понять, что замалчивание — гораздо бо́льшая проблема, нежели факт произошедшего.

10. Опасные игры. В Сети существуют сайты и сообщества, где детям дают разные сложные задания, которые могут оказаться опасными для жизни. Необходимо постоянно проговаривать с ребенком его чувства и объяснять, что ради видео или фото и чьей-то похвалы не нужно выполнять действия, которые несут угрозу. Нужно, чтобы ребенок понял, что никто не может решать за него его судьбу.

11. Зависимость от соцсетей. Существует ряд симптомов, по которым можно понять, есть ли у ребенка зависимость от виртуального общения:

  • у ребенка есть активные аккаунты, посещаемые ежедневно более чем в трех соцсетях;
  • бо́льшая часть времени проводится в этих соцсетях;
  • утро начинается и день заканчивается пролистыванием ленты;
  • жалобы на то, что кто-то не лайкнул его видео или фото и переживания на этот счет;
  • постоянные разговоры о соцсетях и о том, что там происходит;
  • ежедневное размещение селфи.

Если вы наблюдаете эти признаки у своего ребенка, необходимо обратить на проблему пристальное внимание.

12. Информационный хлам — недостоверная или очень поверхностная информация. Развивайте у ребенка критическое мышление, рассказывайте о том, что в интернете не всё правда и не всему следует верить. Учите находить интересующие его сведения на достоверных источниках.

13. Меньше сна и больше окситоцина. Дети отказываются от сна, чтобы узнать больше и пообщаться подольше. Это приводит к повышенной выработке гормона окситоцина, который отвечает за сопереживание и доверие. Сетевые дети становятся очень чувствительными и могут начать доверять незнакомым людям, которые совсем не заслуживают доверия. Нужно понимать, что большое количество времени, проведенного в соцсетях, влияет на ребенка не только в психологическом, но и в физическом плане. Больше 1 часа в день, проведенного в соцсетях, вредно с точки зрения физиологии. До 12 лет продолжает формироваться внимание, абстрактное мышление, тренируется память, и большое количество картинок, которые дети просматривают, может негативно сказываться на формировании этих психических качеств.

14. Ухудшение социальных навыков. Свои способности к общению и письменную речь можно ухудшить, находясь в соцсетях. В мессенджерах дети игнорируют пунктуацию, выражают эмоции стикерами, словами-паразитами и забывают о том, как важны мимика и интонации в общении с людьми. В результате во время обычного общения в реальной жизни они начинают теряться, не умеют выражать толком свои мысли, чувства и не могут распознавать эмоции собеседника. Из-за этого в живом общении ребенок может быть нетерпеливым, вспыльчивым, непредсказуемым, оттого что суетится и боится сделать что-то не так.

Цензура и контроль?

Прежде чем предъявлять требования своему ребенку, необходимо понаблюдать за собой. Дети перенимают манеру поведения и образ жизни родителей. Посмотрите, сколько времени вы проводите в соцсетях сами. Сидя с телефоном в руках, бесполезно запрещать делать это ребенку.

Избыточный контроль и гиперопека ситуативно помогают снизить родительскую тревогу. Но в перспективе такие действия родителя подрывают доверие в детско-родительских отношениях.

И если взрослый успокаивается от доскональной проверки действий в соцсетях, то ребенок, наоборот, начинает испытывать напряжение. Это приводит к размытию границ: ребенок перестает ощущать себя как личность, как отдельного человека и становится сильно неуверенным в себе. В будущем он вырастает во взрослого, который остается, по сути, ребенком, не умеющим брать ответственность на себя и совершать выбор каждый день по простым и сложным вопросам.

Дети должны иметь свои секреты, чтобы совершать собственные ошибки, нарабатывая опыт. Именно опыт делает ребенка взрослым. Если заранее предугадывать и предупреждать все ошибки ребенка, то он не сможет их совершить, а следовательно, не сможет повзрослеть. Поэтому родительский контроль необходимо дозировать.

Больше общайтесь с детьми и создавайте условия для живого общения со сверстниками: организовывайте различные выездные мероприятия, походы в музеи, пикники.

Составьте список того, что интересует именно вас. Попытайтесь заразить ребенка своим интересом. Образ увлеченного близкого человека обязательно пробудит в ребенке желание присоединиться к процессу и отвлечься от всего остального.

Важно помнить о том, что эпоха цифровизации уже наступила и отказаться от гаджетов уже не получится, да и необходимости в этом отказе нет. Не следует запрещать ребенку ими пользоваться, лучше учиться самим и учить детей использовать их разумно.

Кроме того, у пребывания в Сети есть и свои плюсы: развивающие игры, расширение кругозора, повышение собственного культурного уровня, изучение языков при общении с людьми из других стран, умение представлять себя. Главное — соблюдать правила безопасности и быть в контакте со своим ребенком.

Вебинар Марины Савкиной «Социальные сети и дети» можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях