background picturebackground picture

Все устарело! Как обучать человека в нашем мире

Школьники

1

Специалист по нейронаукам Татьяна Черниговская — о том, в какой мир мы попали и что в этом мире происходит с детьми, мозгом и образованием

Высокая скорость изменений, с которыми мы все сегодня имеем дело, внушает если не страх, то опасения многим специалистам. Как адаптироваться к переменам, что нужно менять в нашей «подготовке к жизни», кто и чему должен учить детей в новых условиях? На вопросы отвечает специалист в области нейронауки, член-корреспондент РАО, профессор СПбГУ Татьяна Черниговская. Мы выбрали несколько цитат из ее выступлений.

В какой мир мы попали

«Нам надо как-то приспособиться к этому миру и понять, как в нем жить, для того чтобы не перестать быть людьми».

«В том мире, в который мы попали, нужно действительно пересмотреть то, чему мы учим. Мы не можем вместить в школьную программу все, что открывают каждый день разные науки».

«Мы в очень опасном мире. Искусственный интеллект может делать выводы, но последнее слово будет за человеком. Человеческий фактор не снимается, ответственность людей, которые принимают решения государственного уровня, — гигантская».

«Нам нужно следить за ситуацией с искусственным интеллектом, нам нужно изучать ее и не отпускать рычаги управления. Мы должны не пропустить тот момент, когда это выйдет из-под контроля».

Что мы знаем о мозге

«Если мы будем больше знать о том, как функционирует наш мозг, это изменит всю нашу цивилизацию. Самое сложное из того, о чем мы хоть что-то знаем, это мозг».

«Мозг — это то, что мы на нем пишем».

«Нужно читать сложную литературу, слушать сложную музыку, смотреть сложные фильмы».

«Обучение меняет мозг физически. Когда мы что-нибудь учим, мы тренируем свою нейронную сеть, образуются новые связи».

«Люди в раннем детстве изучают иностранные языки и играют на музыкальных инструментах не потому, что они станут специалистами по языкам или музыкантами. Они ювелирно настраивают свою нейронную сеть, которая им поможет потом. И еще — они отодвинут потенциального Альцгеймера на несколько лет».

Какие учителя нам нужны

«Сейчас очень большая ответственность лежит на вузах, которые готовят учителей. Им нужно готовить других учителей».

«Маленьких детей должны учить только „звезды“, это не должны быть недоученные в педтехникуме девочки. Потому что от них, от этих первых учителей, с которыми столкнется ребенок, зависит его жизнь».

«Информацию можно получить и из интернета, но ничто не заменит учителя с большой буквы, Мастера, личность, которая влияет на личность».

«Нам нужен учитель, который вдохновит детей, который сделает так, чтобы ребенку стало интересно почему-то решать абстрактные задачи, в которых на первый взгляд нет никакого смысла».

«Для этого [обучения — прим. ред.] должны быть высокообразованные и очень хорошо воспитанные люди. У них должна быть хорошая гуманитарная подготовка. Это подразумевает огромную перестройку педагогического образования».

Каким будет образование

«Есть признаки того, что образование расслоится. Будет некое образование вообще для всех, и оно будет более-менее простое. И будут элитарные учебные заведения, где будут учить древнегреческому, латыни, игре на клавесине».

«В одной семье рождаются разные дети, надо внимательно смотреть, дать возможность познакомиться с разными сторонами жизни, учить всему».

«Искусству нужно обучать всех: и инженеров, и военных, и врачей, потому что это другой тип ментальности. Это другой тип взгляда на вещи».

«Если мы честные люди, мы не можем бросить наших детей кувыркаться „в этом мире бушующем“ неподготовленными. Поэтому — конвергентное образование:

  1. образование понимания, а не запоминания;
  2. воспитание способности к постоянным переменам;
  3. формирование навыков верификации информации;
  4. обучение способности учиться и противостоять стрессу;
  5. формирование способности жить в цифровом мире и сохранять человечность».

       

Заглавное фото: сайт сообщества русскоговорящих мам в Лондоне  Russian Mums in UK 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях