background picturebackground picture

Родительское отношение к речи. Правило четвертое

Родители

Раннее детство

Дошкольники

16

Рекомендации специалиста

В предыдущих статьях мы сформулировали первое, второе и третье правила родительского отношения к речи ребенка. Продолжим разговор и поговорим о частой ситуации: стоит ли делать вид, что вы не понимаете ребенка?

«Речь развивается тогда, когда имеющегося уровня развития речи недостаточно: ребенка перестали понимать, он хочет сказать больше, чем сейчас получается, и — самый главный момент! — есть близкий человек, который помогает сказать правильно. Тогда и не так страшно, если что-то не получилось, сейчас скажем заново, вместе с мамой или с папой, и все всё поняли», — рассказывает Татьяна Кошечкина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».

Но иногда мы, взрослые, решаем: сейчас я сделаю вид, что не понимаю, и вдруг ребенок все начнет понимать. А помогать забываем.

И ребенок сначала расстраивается, что не получилось донести свою мысль и получить желаемое, может заплакать. Но если таких ситуаций много — вдруг, резко все изменилось, то и мотивация к общению с помощью речи может снизиться. Малыш замыкается в себе и перестает обращаться с просьбами: а зачем, если не понимают?

Похожая ситуация может случиться и тогда, когда ваш ребенок — наконец-то! — начал за вами повторять. Но вы же хотите, чтобы он поскорее заговорил длинными словами, и быстро предлагаете слова все сложнее и сложнее, а потом оказывается, что ребенок уже и повторять не хочет.

В чем же проблема? Получается, не нужно требовать от ребенка более сложных слов и фраз, чем те, что у него сейчас есть?

Вернитесь к началу статьи и перечитайте первый абзац: самое главное — это близкий взрослый, который помогает сказать правильно. И сразу как ребенок постарался — начинает понимать. Заметьте, не тогда, когда все идеально получилось, а когда ребенок постарался.

Правило четвертое: когда у ребенка начинает что-то в развитии речи получаться лучше, не стоит спешить. Усложняйте требования постепенно: сегодня один слог, завтра два слога, на третий день слово, потом это слово нужно привыкнуть говорить верно — и так постепенно ваш малыш привыкнет к тому, что он может говорить правильно.

А если не получается — вы поможете, а не отвернетесь. А как помочь, спросите вы? Но это — уже пятое правило, о нем в следующий раз.

P. S. Но если вы точно знаете, что ребенок легко произносит какой-то звук, слог или слово, но именно сейчас ленится, вот тут можно и «не понять». Поиграйте в непонятливую маму (непонятливого папу), а затем дайте правильный образец. И все сработает.

Поделиться в соцсетях