background picturebackground picture

Родительское отношение к речи. Правило второе

Родители

Раннее детство

Дошкольники

146

Рекомендации специалиста

Что делают родители, если у ребенка задержка речевого развития? Верно, идут к логопеду. И, в общем, совершенно правильно делают. Специалист продиагностирует ребенка и даст рекомендации или предложит заниматься. А могут ли родители сделать что-то, чтобы поход к логопеду не понадобился? И снова верно — конечно, могут! Точнее, не всегда можно предупредить проблемы речевого развития полностью, но есть несколько правил, выполняя которые родители могут помочь своему ребенку развивать речь. 

В предыдущей статье мы рассмотрели первое правило родительского отношения к речи ребенка: «Слушаем, замечаем речь и реагируем на нее. Если речи нет совсем — играем и вызываем звуки, слоги, простые слова, показывая ребенку пример».

Сегодня мы поговорим о сравнении. Ловили ли вы себя на мысли о том, что «вот у подружки ребенок уже предложениями говорит и стихи произносит, а мой все никак»? При наблюдении за детьми бывает так, что различие в речевом развитии видно сразу, и в этом случае родители могут испытывать тревогу.

Первый совет: почитайте книги о речевом развитии детей (примеры рекомендуемой нами литературы — внизу статьи).

Возможно, речь вашего ребенка развивается в соответствии с условной возрастной нормой, а речь второго ребенка развивается гораздо быстрее. Тогда проблемы нет и вам стоит только наблюдать за развитием речи ребенка и следовать первому правилу.

«Скажу сразу: даже при значимых отличиях в речевом развитии двух детей отставание речевого развития у одного не всегда значит, что это проблема или следствие какого-то нарушения. Но определить наличие нарушения в речевом развитии и его причину лучше всего сможет специалист. Найдите логопеда, которому вы доверяете, обсудите с ним свои наблюдения и получите профессиональные рекомендации. То есть проверить обоснованность беспокойства — точно нужно», — рассказывает Татьяна Кошечкина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».

А вот чего делать точно не стоит.

Игнорировать ваши наблюдения

При наличии признаков формирующегося нарушения речи в большинстве случаев время играет огромную роль: чем раньше начнется оказание квалифицированной помощи, тем эффективнее она будет.

Упрекать ребенка и приводить в пример других детей

Любой современный ребенок живет в условиях жесткой конкуренции, в условиях сравнения с другими детьми. Даже если ваши тревоги обоснованны, ребенок не сможет самостоятельно решить эту проблему, даже зная, что он «хуже других». А вот тревоги и чувства обиды у него может прибавиться.

Решать предполагаемую проблему, пробуя различные, в том числе нетрадиционные, средства

В большинстве случаев классические подходы в логопедии отлично компенсируют и корректируют нарушения речи при систематической работе. Экспериментальные и недоказанные методы, особенно применяемые без контроля специалистов, могут в том числе нанести вред здоровью ребенка и спровоцировать ухудшение его развития.

Пытаться искусственно ускорить речевое развитие ребенка, «чтобы был лучше других»

Помните: развитие ребенка опирается на имеющиеся у него ресурсы. Если существует какой-то дефицит, попытка ускорить развитие может не привести к желаемому результату, а навредить.

Итак, правило второе: сравнивайте развитие речи ребенка с условными нормами, а не с другими детьми. Если вы заметили проблему в речевом развитии своего ребенка, обратитесь к специалисту и принимайте меры на основе профессиональных рекомендаций, не экспериментируя с «инновационными» методами.

Примеры источников, где можно найти условные нормы развития речи детей:

  • О.Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит»
  • А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина «Дневник развития ребенка от рождения до трех лет»
  • Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста»
  • С.Н. Цейтлин «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи»
  • Е.А. Шилова «Как развивается речь ребенка» (видеоконсультация в базе знаний «Я — родитель» Института коррекционной педагогики)
Поделиться в соцсетях