Рекомендации специалиста
Что делают родители, если у ребенка задержка речевого развития? Верно, идут к логопеду. И в общем, совершенно правильно делают. Специалист продиагностирует ребенка и даст рекомендации или предложит заниматься.
А могут ли родители сделать что-то, чтобы поход к логопеду не понадобился? И снова верно — конечно, могут! Точнее, не всегда можно предупредить проблемы речевого развития полностью, но есть несколько правил, выполняя которые родители могут помочь своему ребенку развивать речь.
«Речь — это средство общения. Чтобы было больше речи, с ребенком нужно больше общаться. Наблюдать за его поведением и, когда ребенок что-то произносит, реагировать на это речью. Совсем маленький ребенок произнесет звук или слог — это повод ответить. Ребенок постарше уже может сказать кусочек слова, как сможет, или слово целиком, но неправильно. А может сказать и простую фразу, тоже с ошибкой. Все это — повод для общения с ребенком», — рассказывает Татьяна Кошечкина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Пока еще рано исправлять речь ребенка, просто повторите то, что вы услышали и поняли.
«Бу!» — «Бух, ты упал, да?»
«Тама тися!» — «Киса там, да? Где? Ух, какая сердитая!!!»
«Да ме сакаку!» — «Шоколадку? Тебе еще шоколадку? Нееет, это маме с папой».
Помните: чем чаще вы обращаете внимание на речь ребенка, даже самую простую и неправильную, тем больше у ребенка причин говорить еще и еще.
А что, если речи нет совсем? Так, отдельные звуки…
Ответ прост — поиграйте с ребенком. Не в дидактические развивающие игры, а в то, что ему интересно. Когда ребенку весело, смешно, когда он общается, обязательно появятся новые звуки и слоги.
А если вы еще и покажете, как их использовать в игре, будет совсем замечательно!
«Ту-ту… я паровоз, садись, довезу! Ту-ту!!!» (здесь подойдет любая игра с паровозиком, корабликом, поездом метро и другим гудящим транспортом).
«Ав-ав! Я тебя поймаю! Ав-ав!» (здесь нам нужна собака, игрушка, маска, или просто вообразите, что собака — это вы).
Итак, правило первое: слушаем, замечаем речь и реагируем на нее! Если речи нет совсем — играем и вызываем звуки, слоги, простые слова, показывая ребенку пример.