background picturebackground picture

Профессиональное самоопределение подростков: учесть тенденции, разобраться с желаниями

Подростки

115

Ищем пересечение интересов и талантов детей с потребностями рынка труда

В России существует 7–8 тысяч профессий, из них в крупных городах востребованы примерно 2500, а популярны около 200 вариантов. При этом подростки, как правило, не знают о существовании большинства из них. С какими еще проблемами, кроме недостатка информации, сталкиваются при выборе профессии, и как их можно решить, рассказала психолог Мария Титова.

Что мешает сделать выбор

Какие сложности чаще всего тревожат подростков при выборе профессии? Психологи-профориентаторы чаще всего выявляют у них такие ограничения.

  1. Непонимание ценности профессиональной деятельности как таковой. Иногда старшеклассники просто не видят смысла в профессиональном развитии, представление о собственном будущем у них не сформировано. Можно услышать от них что-то вроде: «Ну а зачем мне работать? Как-нибудь проживу».
  1. Слабая ориентация в многообразии профессий. В то время как всего в мире около 10 тысяч профессий (которые, в свою очередь, разделяются на 70 тысяч специальностей) и в России представлены примерно 7–8 тысяч из них, большинство старшеклассников может назвать не больше 30 профессий.
  1. Ориентация на идеальный образ профессии или на кумира. Например, сейчас профориентаторы чаще всего слышат от подростков, что те хотят стать блогерами. Но профессия ли это? Возможно, на нее правильнее смотреть как на форму самопрезентации, которая может приносить прибыль, но неизвестно, как долго продержится мода на это занятие.
  1. Нереалистичный оптимизм, неадекватное представление о себе и своих перспективах. Часто можно услышать от старшеклассника: «Я не вижу никаких трудностей, меня точно ждет профессиональный успех, все будет хорошо». Далеко не всегда такие убеждения соответствуют способностям подростка. Например, если ему трудно формулировать свои мысли, это сильно ограничивает будущие карьерные возможности.
  1. Трудности с принятием решений о своем будущем. Многие подростки не привыкли брать на себя ответственность, некоторые переносят эту проблему и во взрослую жизнь.
  1. Размывание критериев выбора профессии. Пойти после школы туда, куда советуют родители, или отправиться поступать вслед за друзьями? Или, может, вообще взять паузу и поехать на год волонтером в Африку, а уже затем думать, кем стать? Какие факторы должны быть решающими? Многообразие возможностей порождает дополнительный страх ошибки.

Мир профессий постоянно меняется

При выборе профессии нужно учитывать не только желания и способности подростка, но и общие тенденции рынка труда.

  1. Повсеместное внедрение интернета и информационных технологий. От библиотеки и больницы до транспорта и добывающей промышленности — везде профессионалы пользуются различными сервисами, удаленным доступом, облачными хранилищами.
  1. Индивидуализация труда и ответственности за ошибки. Если учитывать и развивать личный потенциал каждого сотрудника, это увеличивает эффективность организации в целом. В последние годы в крупных компаниях даже появилась специальная должность — менеджер по разнообразию. Он работает индивидуально с каждым сотрудником, помогая оставаться эффективным, а также следит за равными возможностями для всех в компании.
  1. Профессиональная мобильность. Человек может развиваться как внутри компании — переходя из отдела в отдел (горизонтальная мобильность) или меняя должности (вертикальная мобильность), так и между разными организациями. Это было несвойственно работникам старших поколений, когда место работы меняли очень редко, а иногда и выбирали на всю жизнь.
  1. Ориентация на поливариантную карьеру. Современный человек за свою жизнь может сменить не только несколько мест работы, но и несколько профессиональных сфер, начиная путь в каждой из них с нуля, то есть с обучения. Такая необходимость в будущем может вызывать сложности у тех, кто испытывает проблемы с принятием решений, трезвой оценкой своих способностей и альтернатив на рынке труда.
  1. Появление новых профессий на стыке разных областей, причем, как правило, от специалиста требуются знания в области IT. Эту тенденцию отлично иллюстрирует, например, «Атлас новых профессий», где высказываются прогнозы по инновационным и востребованным в ближайшие 15–20 лет специальностям.
  1. Ориентация на проектную деятельность. Формат проекта подразумевает четко сформулированную цель и сроки, еще одна ее особенность в том, что для каждого проекта формируется своя команда из специалистов разного профиля. Бывает, что члены команды «говорят на разных языках», используют разную терминологию и методы работы. А иногда и буквально говорят на разных языках — современные технологии не мешают работать над одной задачей людям из разных стран. И к такому варианту трудоустройства сегодняшним подросткам тоже нужно быть готовыми.

На пересечении «хочу», «могу» и «надо»

Сделать осознанный выбор поможет трезвый анализ своих желаний и возможностей. Психологи выделяют три блока ключевых факторов, влияющих на успешность и удовлетворенность человека своей карьерой.

1. Интересы (то, что человек хочет знать) и склонности (что хочет делать). Например, подростка интересует археология, но он не готов к тяготам полевых экспедиций. В этом случае можно посмотреть в сторону работы в архиве, каталогизации находок.

2. Все, что человек уже может и умеет: сюда можно отнести уровень знаний, навыки, способности, возможности здоровья.

3. Потребности рынка труда и экономики в целом: надо понимать, за что готовы платить потребители или работодатели.

Успешный профессионал формируется на стыке своих субъективных интересов, объективных умений и способностей, запросов общества.

Проанализируйте вместе с ребенком каждый из трех пунктов, и, возможно, тогда варианты будущей специальности станут более очевидны.

Иногда сложности возникают уже на первом этапе: школьники просто не могут сформулировать свои интересы, не чувствуют, к чему у них лежит душа. Помочь наполнить каждый блок конкретным содержанием помогут консультации психолога-профориентатора.

От родителей требуется информация и поддержка

Разбирая карьерный выбор более углубленно, психологи часто также включают в эту схему дополнительные блоки, такие как уровень информированности, мнение родителей и друзей. За компанию с друзьями приходят в профессию те молодые люди, которым сложно самим определиться. И если в таком случае человеку удается успешно себя реализовать, то это тоже вполне конструктивный способ.

Позиция старших родственников особенно сильно влияет на детей из «трудовых династий», где несколько поколений работали на одном предприятии или по одной специальности.

Какую поддержку могут оказать ребенку родители, чтобы ему было легче сделать выбор? Во-первых, это инструментальная поддержка: обеспечивать доступ к книгам о разных профессиях и онлайн-ресурсам по профориентации, рассказывать о своей работе. Также есть такие варианты профориентации, как экскурсии по предприятиям, открытые дни в компаниях и вузах, профориентационные детские лагеря, всевозможные фестивали и парки профессий.

Но, возможно, гораздо важнее эмоциональная поддержка подростка. Она включает в себя принятие ребенка таким, каков он есть, доверие к его желаниям и интересам, тесное общение и регулярный обмен эмоциями, признание за подростком (как и за каждым человеком) права на ошибку и в то же время умение объяснить ему, что за выбор профессионального пути отвечает только он сам.

  

Источник:

Открытая лекция Марии Титовой «Подростки и профессиональное самоопределение личности», прочитанная на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова 10 декабря 2019 года

Поделиться в соцсетях