Профессиональное самоопределение подростков: учесть тенденции, разобраться с желаниями

Что мешает сделать выбор

  • Непонимание ценности профессиональной деятельности как таковой. Иногда старшеклассники просто не видят смысла в профессиональном развитии, представление о собственном будущем у них не сформировано. Можно услышать от них что-то вроде: «Ну а зачем мне работать? Как-нибудь проживу».
  • Слабая ориентация в многообразии профессий. В то время как всего в мире около 10 тысяч профессий (которые, в свою очередь, разделяются на 70 тысяч специальностей) и в России представлены примерно 7–8 тысяч из них, большинство старшеклассников может назвать не больше 30 профессий.
  • Ориентация на идеальный образ профессии или на кумира. Например, сейчас профориентаторы чаще всего слышат от подростков, что те хотят стать блогерами. Но профессия ли это? Возможно, на нее правильнее смотреть как на форму самопрезентации, которая может приносить прибыль, но неизвестно, как долго продержится мода на это занятие.
  • Нереалистичный оптимизм, неадекватное представление о себе и своих перспективах. Часто можно услышать от старшеклассника: «Я не вижу никаких трудностей, меня точно ждет профессиональный успех, все будет хорошо». Далеко не всегда такие убеждения соответствуют способностям подростка. Например, если ему трудно формулировать свои мысли, это сильно ограничивает будущие карьерные возможности.
  • Трудности с принятием решений о своем будущем. Многие подростки не привыкли брать на себя ответственность, некоторые переносят эту проблему и во взрослую жизнь.
  • Размывание критериев выбора профессии. Пойти после школы туда, куда советуют родители, или отправиться поступать вслед за друзьями? Или, может, вообще взять паузу и поехать на год волонтером в Африку, а уже затем думать, кем стать? Какие факторы должны быть решающими? Многообразие возможностей порождает дополнительный страх ошибки.

Мир профессий постоянно меняется

  • Повсеместное внедрение интернета и информационных технологий. От библиотеки и больницы до транспорта и добывающей промышленности — везде профессионалы пользуются различными сервисами, удаленным доступом, облачными хранилищами.
  • Индивидуализация труда и ответственности за ошибки. Если учитывать и развивать личный потенциал каждого сотрудника, это увеличивает эффективность организации в целом. В последние годы в крупных компаниях даже появилась специальная должность — менеджер по разнообразию. Он работает индивидуально с каждым сотрудником, помогая оставаться эффективным, а также следит за равными возможностями для всех в компании.
  • Профессиональная мобильность. Человек может развиваться как внутри компании — переходя из отдела в отдел (горизонтальная мобильность) или меняя должности (вертикальная мобильность), так и между разными организациями. Это было несвойственно работникам старших поколений, когда место работы меняли очень редко, а иногда и выбирали на всю жизнь.
  • Ориентация на поливариантную карьеру. Современный человек за свою жизнь может сменить не только несколько мест работы, но и несколько профессиональных сфер, начиная путь в каждой из них с нуля, то есть с обучения. Такая необходимость в будущем может вызывать сложности у тех, кто испытывает проблемы с принятием решений, трезвой оценкой своих способностей и альтернатив на рынке труда.
  • Появление новых профессий на стыке разных областей, причем, как правило, от специалиста требуются знания в области IT. Эту тенденцию отлично иллюстрирует, например, «Атлас новых профессий», где высказываются прогнозы по инновационным и востребованным в ближайшие 15–20 лет специальностям.
  • Ориентация на проектную деятельность. Формат проекта подразумевает четко сформулированную цель и сроки, еще одна ее особенность в том, что для каждого проекта формируется своя команда из специалистов разного профиля. Бывает, что члены команды «говорят на разных языках», используют разную терминологию и методы работы. А иногда и буквально говорят на разных языках — современные технологии не мешают работать над одной задачей людям из разных стран. И к такому варианту трудоустройства сегодняшним подросткам тоже нужно быть готовыми.

На пересечении «хочу», «могу» и «надо»

От родителей требуется информация и поддержка

Игорь Александров