background picturebackground picture

Поступаем в вуз

Школьники

Подростки

Особые дети

143

Советы и рекомендации абитуриентам с ОВЗ и их родителям

Куда пойти учиться? Как выбрать профессию? На что обратить внимание при выборе учебного заведения и будущей специальности? На вопросы отвечает старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП кандидат психологических наук Ильшат Нурлыгаянов.

Как выбрать вуз и специальность абитуриенту с ОВЗ

Выбирая будущую профессию, важно учитывать несколько основных факторов.

Свойства нервной системы, темперамента, характера

Существуют профессии, которые требуют определенных навыков и умений, связанных с особенностями развития, психики и личности человека. В некоторых областях работники должны обладать повышенной стрессоустойчивостью, крепкой нервной системой, умением быстро реагировать и т. п. (например, операторы атомных станций). Количество таких специальностей невелико, но все же они существуют, и это следует учитывать при выборе профессии. В большинстве областей могут трудиться люди с любым типом нервной системы и характерологическими особенностями, так как каждый человек вырабатывает свой, индивидуальный подход к работе и выполнению трудовых задач.

Склонности, интересы, способности

Не обладая музыкальным слухом, вряд ли получится стать хорошим музыкантом, а при отсутствии аналитического склада ума занятия математическими методами исследования, скорее всего, не принесут ни радости от деятельности, ни дохода. Не стоит отказываться от своих интересов и склонностей в пользу моды на тот или иной вид деятельности и его востребованности. Свои способности и желания все же необходимо учитывать при выборе будущей специальности. Именно это поможет раскрыть собственный потенциал.

Ограничения абитуриента

Технологический прогресс привел к тому, что людям с ограниченными возможностями здоровья стали доступны для работы области, в которых ранее они трудиться не могли. Конечно, до сих пор остаются сферы, в которых здоровье играет первостепенную роль (силовые структуры, например), но современный выбор профессии для людей с ОВЗ все же широк.

Советы родителей, друзей

Поступать в вуз или другое учебное заведение «за компанию» — хорошая идея в плане сохранения социальных связей, но подобный выбор, сделанный под влиянием окружающих, может привести к разочарованию в дальнейшем. Лучше все же ориентироваться на собственные предпочтения.

Элитарность профессии

Популярность и востребованность той или иной профессии (например, современный бум специальности программиста) привлекает большое количество молодых людей. Но тут важно осознавать, позволят ли личные качества и свойства человека заниматься именно данным делом, подходит ли модная профессия лично ему. Кроме того, необходимо понять, а будет ли выбранная специальность востребована в течение длительного времени — и если нет, будет ли возможность переучиться на что-то другое.

Если при выборе сферы деятельности учитывать все факторы, то вполне возможно найти именно ту специальность, которая поможет раскрыть свой потенциал, не доставит проблем с трудоустройством, принесет удовлетворение и материальный доход.

Современные уровни образования

  • Бакалавриат (необходим аттестат или диплом о СПО). Это первый уровень высшего образования. Обучение длится обычно 4 года. Поступление на бесплатное обучение в магистратуру после бакалавриата возможно.
  • Специалитет (необходим аттестат или диплом о СПО). Это также первый уровень высшего образования, который длится 5,5 лет. Существует не для всех специальностей. Бесплатное обучение в магистратуре после специалитета невозможно, так как это равносильно получению второго высшего образования, а оно по закону возможно только на платной основе.
  • Магистратура (необходим диплом о высшем образовании). Второй уровень высшего образования.

Как и где узнать о правилах вуза

При поступлении в вуз необходимо ознакомиться с правилами приема каждого конкретного учебного заведения. Важно помнить о том, что, помимо бюджетных мест, существуют квотные места, предназначенные для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, количество квотных мест составляет 10% от бюджетных по определенным направлениям. Вопрос необходимо изучить заранее, так как в одних вузах есть квотные места на выбранном направлении, а в других вузах их может не быть.

При подаче документов необходимо предоставить в приемную комиссию оригинал или ксерокопию одного из следующих документов: справки об установлении инвалидности или заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Абитуриент с ОВЗ имеет право подавать документы на поступление и на общих основаниях, и на квотные места одновременно. На квотные места формируется отдельный список и особый отдельный конкурс.

Для того чтобы во всех деталях изучить правила поступления и обучения в определенном вузе, рекомендуется обязательно посетить дни открытых дверей. Такие дни регулярно проводятся в каждом вузе. Непосредственное знакомство с учебным заведением позволяет узнать не только требования вуза, но и условия обучения в нем.

О чем говорит закон

Все сведения о порядке поступления в вузы содержатся в приказе Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

2. При очном проведении вступительных испытаний в организации должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

3. Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории. Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.

4. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, прочитать вступительное испытание).

5. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

6. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

Посмотреть вебинар Ильшата Нурлыгаянова можно по ссылке.

Поделиться в соцсетях