Подготовка к школе: на что обратить внимание родителям

Когда первокласснику не хватает ресурсов

  • он устает так, что спит после школы по три часа;
  • стал чаще болеть (теряет вес, перестал расти);
  • не может позволить себе ни одного кружка, потому что все время занято уроками и домашним заданием;
  • может расплакаться в школе (стал чаще рыдать, может устроить истерику);
  • не может сдержать своего гнева, рвет тетрадь с плохой оценкой, кричит, неадекватно злится;
  • не может наладить контакт с одноклассниками, не общается ни с кем из них на переменах и вне школы;
  • хорошую учебу обеспечивает мама, которая контролирует все: от собранного рюкзака до выполненного домашнего задания;
  • отношения ребенка с родителями ежедневно накаляются;
  • он успешен в той части программы, которую давали на подготовительных курсах, но с трудом осваивает новое;
  • не любит ходить в школу.

В чем состоит психофизиологическая зрелость

Наталья Романова-Африкантова

Как связаны эмоции и воспитание

  • осознавать, называть и понимать свои эмоции;
  • успешно использовать их во время общения;
  • не позволять переживаниям застить способность мыслить;
  • справляться с фрустрацией и уметь ждать, чтобы получить желаемое;
  • контролировать уместность выражения своих чувств.

  • не пренебрегает эмоциями ребенка, не отмахивается от них, не говорит: «Не волнуйся! Все ерунда! Тут нет ничего страшного!»;
  • избегает унижения и оскорбления ребенка, негативной оценки его качеств: «Какой ты неуклюжий! Бестолочь, ничего не соображаешь!»;
  • старается быть отзывчивым и эмоционально принимающим, но устанавливает границы при необходимости;
  • не просто говорит ребенку, что он молодец (ребенок воспринимает подобную похвалу как оценку всего себя), а хвалит его за конкретное действие.

Зачем нужны саморегуляция и мотивация

  • рабочая память: насколько хорошо ребенок способен удерживать в памяти инструкцию, которую дает учитель; сдерживающий контроль;
  • как ребенок контролирует свое мышление и поведение, может ли сосредоточиваться, не отвлекаться, выполнять инструкции учителя, не бегать во время урока, не ерзать;
  • когнитивная гибкость — способность переключаться между разными задачами, разными уроками.

Наталья Волкова