Как родителям быть в курсе, не нарушая границы?
Быть в курсе онлайн-жизни подростка становится обязанностью каждого современного родителя. Это связано с тем, что родитель в соответствии с законодательством обеспечивает полноценное развитие своего ребенка, удовлетворение его базовых потребностей, в том числе связанных с безопасностью. Об этапах изучения «цифровой жизни» детей более подробно рассказывает Дмитрий Деулин, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ.
Опасность интернета
Чтобы понимать степень опасности, которая существует в сети «Интернет» для несовершеннолетнего, достаточно ознакомиться с показателями криминальной активности в информационно-телекоммуникационной сфере. Согласно статистической отчетности МВД России, только за первые два месяца 2025 года в нашей стране зарегистрировано 116,8 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 37,3% в январе — феврале 2024 года до 38,0%. Больше половины таких преступлений (52,5%) относится к категориям тяжких и особо тяжких (61,3 тыс.; +10,8%), четыре преступления из пяти (87%) совершаются с использованием сети «Интернет» (101,6 тыс.; +9,8%), более трети (38,4%) — с использованием средств мобильной связи (44,9 тыс.; –15,1%).
Таким образом, каждый год мы наблюдаем значительную «миграцию» криминала в интернет-пространство.
Поэтому в какой-то степени, когда есть серьезные подозрения в наличии факторов, представляющих угрозу для безопасности ребенка, его психического и физического здоровья, родитель не должен стеснять себя беспокойством о возможных чувствах ребенка из-за контроля его «цифрового следа» и даже посягательств на его частную жизнь. Возможные негативные последствия от неконтролируемого пребывания ребенка в Сети могут быть гораздо более опасными, чем от незначительного, но оправданного нарушения цифровой конфиденциальности ребенка.
С каждым годом возрастает проблема безопасного использования интернет-ресурсов, разрабатываются новые требования к «экологичности» цифровой среды. Сегодня мы говорим об ответственном родительстве. Такой родитель не должен передавать воспитание на «аутсорсинг» интернету. А наоборот — являться наставником по обучению подростка принципам онлайн-навигации.
Не будем останавливаться на тех угрозах и рисках, которые существуют в сети «Интернет» для несовершеннолетних как наиболее уязвимой категории пользователей в силу их психической незрелости, отсутствия критичности мышления, недостатка знаний и опыта, чрезмерного любопытства, сниженной чувствительности к риску и т. д. По этой проблеме существует много материалов. А эта статья о том, как помочь родителю установить такие отношения с ребенком, чтобы они основывались на самом главном — на взаимном доверии друг к другу.
Важность доверительных отношений
Только через доверительные отношения ребенок может проявить откровенность в вопросах, связанных с онлайн-активностью. Юлия Гиппенрейтер в своих книгах, посвященных воспитанию детей, рекомендует следить за успешным удовлетворением их потребностей.
- Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому приобщают ребенка.
- Нельзя оформлять доверительные отношения через упреки и понуждение, тем более навязывать насильно.
- Кроме того, игнорирование потребности ребенка в свободе и самоопределении может приводить к распаду механизма сотрудничества с ним на основе доверия и уважения.
Саморазвитие ребенка является ключевым моментом, поэтому его самостоятельные действия обеспечивают собственный рост. Всем детям, по мнению Ю. Гиппенрейтер, от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. Конечно, принимая психологическую аксиому о недопустимости нарушения свободы действий ребенка, мы должны тем не менее беспокоиться о том, чтобы такие действия отвечали требованиям безопасности. Иначе восхищение от достижений ребенка сменится на крайне негативные эмоции.
Этапы «цифровой жизни»
Изучение «цифровой жизни» ребенка может включать несколько этапов.
Первый этап должен быть связан с поддержкой, актуализацией доверительных отношений. И здесь родитель в свободной и непринужденной форме должен выяснить степень осведомленности ребенка относительно правил безопасного использования интернета. Тут подойдет разговор на проблемную тему, примеры из средств массовой информации. Важно услышать мнение ребенка в этой беседе, совместно с ним принять участие в интернет-сессиях. И в этом случае необходимо больше опираться на навигацию ребенка, чтобы аккуратно выявить его цифровые предпочтения и интересы. Так вы сможете понять, чем пользуется ребенок.
Иногда можно в открытой беседе самому предложить обсудить интернет и его возможности. Родитель может поделиться своим опытом использования Сети. Данный прием будет способствовать побуждению ребенка к откровенному разговору на эту тему.
Второй этап связан с тем, что родитель, осуществляя техническую поддержку, обеспечивает максимально безопасную киберсреду для ребенка в его смартфоне:
- установление информационного благополучия (ограничение времени пользования интернетом);
- запрет на опасные интернет-ресурсы (маркетплейсы, порносайты, даркнет, онлайн-казино, сетевые игры и др.);
- ограничение и контроль входящих и исходящих вызовов;
- установка программ по антиспаму и «цифровых защитников» от мошенников и нежелательных звонков;
- установка программы-трекера (нахождение ребенка по геолокации) и др.
Третий этап может касаться отработки действий ребенка и его реакции в случае опасности. Здесь родитель может предложить ребенку в игровой форме отработать все потенциальные угрозы. Например, поиграть в «телефонного мошенника и жертву», при этом можно меняться ролями. Родителю важно убедиться в том, что, даже если мошенники преодолеют все технические блоки, у его ребенка сформирован «психологический иммунитет» к таким угрозам. При этом игровой сценарий предполагает формирование знаний и умений противодействия незаконным действиям, обучение ребенка правилам безопасного и «развивающего» пользования интернет-ресурсами.
Четвертый этап может быть дополнительным (если имеются сомнения в способности ребенка к самостоятельной защите). Он может быть связан с мониторингом онлайн-активности ребенка через экранное время. Также родитель может, например, создать фиктивный профиль в социальной сети и наблюдать за «интерактивными взаимодействиями» ребенка. Видеть, кто добавился в друзья, оценивать риски, профилактировать потенциальные угрозы. И здесь нет оснований полагать, что такой родитель не доверяет своему ребенку, — такой родитель проявляет обоснованное беспокойство за жизнь и здоровье своего ребенка.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.