background picturebackground picture

Дети в интернете: основные риски и правила безопасности

Цифровая среда

172

Вредный контент, мошенники, зависимость от игр и другие причины поговорить с ребенком серьезно

Интернет влияет на жизнь многих миллионов людей, как взрослых, так и детей — на их мнения, знания, ценности и в целом — на поведение. Как научить детей безопасному существованию в виртуальном пространстве?

Цифровые аборигены становятся родителями

За два десятилетия XXI века интернет из инструмента коммуникации научного сообщества превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации, подарил недостижимые ранее возможности для поиска и обмена данными, деловых контактов, общения и развлечений, общественной и поли­тической жизни, работы, СМИ, образования и научных исследова­ний.

Большинство интернет-пользователей познакомились с этой технологией, будучи уже взрослыми. Однако сейчас формируется новое поколение сетевых пользователей, пришедших в глобальную Сеть буквально «с пеленок». Исследователи называют этих детей «цифровым поколением» или «цифровыми аборигенами», отмечая особенности их познавательных процессов, поведения и личност­ной сферы в общем, обусловленные ранним знакомством с интер­нетом. К «цифровому поколению» на Западе относят тех, кто родился после 1980 года. Отечественные социологи считают  поколением интернета рожденных в 1983–1992 годах. Это те люди, которые сейчас становятся родителями, и их дети — уже второе поколение интернета.

Российские дети выходят в Сеть с 6–7 лет. Согласно данным Фонда Развития Интернет, детская интернет-аудитория постоянно растет. Если в 2010 году каждый день в интернет выходили 82% детей, то в 2016 году — уже 92%, при этом увеличилась продолжительность визитов. По данным исследования «Растим детей в эпоху Интернета», 56% детей постоянно используют интернет: это больше, чем в США (51%) и странах Европы (40%).

Что плохого в интернете?

Наряду с полезной и необходимой информацией все, кто пользуются интернетом, сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, наркотики, экстремизм, секты, агрессивная реклама — в интернете очень много такого контента, который может быть вреден или опасен для детей.

1. Контентные риски

Контентный риск создают материалы, содержащие информацию о насилии, агрессии, эротике и порнографии, нецензурную лексику, сведения, разжигающие расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически всё, что сейчас существует в интернете. Подобный материал может прийти от незнакомца по почте или в мессенджере. Он оказывает негативное влияние на психику столкнувшегося с ним человека, особенно ребенка. Например, это могут быть изображения сексуального характера, агрессивные онлайн-игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни, нецензурная брань, оскорбления.

2. Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей. Это прежде всего риск подвергнуться оскорблениям, нападкам, травле. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги.

К сожалению, кибербуллинг — очень распространенное явление среди российских детей. Каждый пятый ребенок подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России. Но в России дети становятся жертвами буллинга в интернете так же часто, как и в реальной жизни. Нередко кибербуллинг берет начало в отношениях с реальными людьми, и в этом случае жертва знает своих обидчиков. Когда же буллинг начинается в интернете, всегда важно позаботиться о том, чтобы он не перерос в реальное насилие над ребенком.

3. Сетевые компьютерные игры

Это игры, в которые одновременно играют несколько человек. Наиболее популярны Fortnite, World of Warcraft, League of Legends, Counter-Strike, World of Tanks, DOTA 2. Через игру у подростков появляется возможность выражать свои эмоции и чувства. Игроки выбирают сетевые игры, где есть чат, и в нем идет не только общение на тему игры, но и обсуждаются жизненные проблемы: игроманы активно включаются в их решение. Подросток, находящийся в сложной ситуации, ищет выход, чаще всего самый простой, который быстро принесет радость. Игра может стать своеобразным заменителем радости от решения проблемы, так как быстро приносит позитивные эмоции.

4. Электронные риски

Кибер-риски — это риск столкнуться с хищением персональной информации, подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам. Вредоносное программное обеспечение распространяется разными способами, не только через носители информации, но и через электронную почту посредством спама или скачанных файлов.

Мошенничество в интернете (кибермошенничество) — один из видов киберпреступлений. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли) с целью обмана и воровства. Дети, совершая онлайн-покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если имели к ним доступ. Они легко могут стать жертвами мошенников.

Как победить новую зависимость

Неконтролируемое использование интернета может привести к развитию особой формы психологической зависимости — интернет-аддикции, которая отрицательно влияет на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы жизни. Интернет-аддикция как новый вид зависимости качественно отличается от других нехимических форм тем, что дети имеют дело с безграничными возможностями виртуального мира.

Компьютерная зависимость ребенка — это хорошо видимый симптом, показатель того, что родители уделяют ему недостаточно внимания, не знают, как ему живется, какие у него проблемы и желания. Компьютер становится мощным стимулом и главным инструментом для общения. На первых порах он может компенсировать ребенку дефицит личного общения, которое затем может стать ненужным. Пока ребенок играет или что-то смотрит в интернете, он теряет контроль над временем. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм. Вседозволенность и простота достижения цели в играх могут создать впечатление, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать игру».

Часы и дни, проведенные перед монитором, могут вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, проблемы с осанкой. Дети перестают фантазировать, у них снижается способность создавать визуальные образы, наблюдаются эмоциональная незрелость, безответственность.

Часто ребенок может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. У него могут возникать депрессии при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья отходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Взрослым иногда удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами и разговорами. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета. Нельзя избавить ребенка от интернет-зависимости, просто отобрав компьютер или запретив ему играть. Нужно предложить ему то, что будет на порядок выше, лучше, интересней.

Кто защитит ребенка

Защитить ребенка от интернет-аддикции могут только его близкие. Нужно чаще отвлекать ребенка от компьютера, предлагая ему интересные занятия: игры, спорт, семейные праздники, чтение, походы в кино или на концерты. Главное — самим родителям не показывать детям пример многочасового сидения за компьютером, особенно если вы не работаете, а играете или проводите время в соцсетях.

Стоит поговорить с ребенком о том, что можно делать в интернете, что нежелательно, а что категорически запрещено. Можно выработать «семейные правила» использования интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.

                                         

Источники:

Брошюра «Как защитить детей от интернет-рисков» ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Журнал «Вестник Московского университета»

Портал «Молодой ученый»

Портал Docplayer.ru 

Поделиться в соцсетях