Почему необходимо его регулировать
В Государственной Думе РФ разрабатывается комплекс мер для охраны граждан России от разрушительного медиаконтента. В текущем месяце ожидается принятие конкретных мер, о чем объявил Председатель Госдумы России Вячеслав Володин. Особое внимание будет уделено защите несовершеннолетних, подчеркнул он на своей платформе в Telegram. Причиной данного шага послужило множество обращений граждан с жалобами на видеоигры и другие формы медиа, распространяющие агрессию, жестокость и пропаганду антиобщественных идеалов. Декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ, кандидат психологических наук, доцент Дмитрий Деулин рассказывает, что такое деструктивный контент, где чаще всего с ним сталкиваются дети и как поступать родителям.
Что такое деструктивный контент: научный аспект
Если отталкиваться от этимологии слова, то деструкция (от лат. destructio, deconstructio) дословно означает разрушение, разложение чего-либо. В разных сферах жизнедеятельности человека этот термин приобретает свое определенное содержание и интерпретацию. В целом деструкция сводится к отрицанию традиций. Этот термин может наполняться различными смыслами в зависимости от области его употребления.
В психологии, например, этот термин использовал Э. Фромм в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности». В этой книге автор сводит деструктивность к «злокачественной агрессии», враждебности, жестокости, к тому, где рождается желание разрушать.
В целом, основываясь на научных теориях, можно предположить, что под деструктивным контентом понимается информация, которая наносит вред здоровью несовершеннолетних или может спровоцировать их на участие в какой-либо незаконной деятельности.
Где чаще всего дети сталкиваются с деструктивным контентом
Цифровые источники
По мнению специалистов, наиболее часто дети сталкиваются с деструктивным контентом в телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку, как показывают исследования, современный человек предпочитает все больше времени проводить в цифровом мире и, соответственно, получать там информацию.
Кроме того, в интернете много так называемых серых зон, где угрозы наиболее выраженные. Например, тот же «даркнет» — скрытый сегмент интернета, доступный только через специализированные браузеры, где существуют формы поведения и предоставления информации, запрещенные действующим международным правом.
Зависимость уровня интеллектуального развития от интернета
Рассматривая эту проблему, важно напомнить, что по результатам некоторых современных исследований создан рейтинг стран по уровню интеллектуального развития. Интересным является тот факт, что в первую пятерку вошли азиатские страны (Китай, Иран, Южная Корея, Сингапур). Шестое место занимает Россия. Нетрудно заметить, что все-таки в этих странах в той или иной степени присутствуют ограничения в сфере глобального интернета. Например, в Китайской Народной Республике существует программа «Великий Китайский файрвол», целью которой является отслеживание и блокировка вредного интернет-контента для пользователей внутри страны. В Иране также существует интернет-цензура и регулирование трафика. Возможно, что этот фактор тоже является важным для развития когнитивной сферы ребенка. Ограничение на распространение деструктивного контента, безусловно, играет положительную роль в условиях интеллектуального, нравственного и культурного формирования несовершеннолетних.
Кстати, в исследовании приводится пример с шахматами: регулярность этой игры оказывает серьезное влияние на уровень интеллекта.
Негативное влияние интернета на психику
Негативное влияние на психику ребенка может оказывать даже сам факт неконтролируемого нахождения в интернете. По тестам IQ новые поколения уступают предыдущим. В качестве одной из причин указывается тотальная диджитализация, связанная с вовлечением населения в цифровые технологии. В некоторых зарубежных исследованиях констатируется тенденция на заметное снижение общего уровня интеллекта у населения.
Еще с 2019 по 2021 гг. специалисты МГППУ совместно с коллегами проводили исследования, посвященные интернет-зависимому поведению. В процессе научного эксперимента анализировали «экранное время» гаджета. Выяснилось, что еще до цифрового ускорения молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет предпочитали потреблять информацию через видеохостинги. Более 60% времяпрепровождения в интернете приходилось на просмотр видеороликов.
Опасность распространения деструктивного контента в интернете еще связана с тем, что у многих пользователей (дети в еще большей степени могут быть этому подвержены) формируется зависимость от Сети. Так, в России в прошлом году обсуждалась проблема замедления платформы YouTube, что вызвало тревожную реакцию среди отечественных пользователей. Сегодня представители молодого поколения являются активными пользователями таких ресурсов, при этом отсутствуют достаточные правовые способы воздействия на нарушителей размещения запрещенного (деструктивного) контента, поскольку владельцы YouTube не являются гражданами России.
Такие видеохостинги, как YouTube, являются ингибиторами клиповой культуры, где в большей степени представлена мозаичность и фрагментарность образа, его яркость, быстрая смена другими образами. Некоторые современники утверждают, что стремительная эволюция цифровых способов взаимодействия возвращает человека к эпохе, когда не было текста, и, соответственно, линейная последовательность знаков перестает быть основой культурного кода человека. Здесь начинает преобладать «клиповое мышление», и в целом такие психологические побочные явления электронного мира негативно влияют на развитие когнитивных процессов.
Печатные источники информации
Помимо интернета, дети могут получать деструктивный контент, например, из книг, журналов, иными словами, из печатных источников информации. В прошлом году Союз писателей России привел результаты собственного мониторинга детской литературы — произведений, где, по их мнению, содержатся «деструктивные установки». Основными нарративами таких книг, по мнению авторов исследования, выступают: оправдание предательства, чрезмерная биологизация персонажей, подмена социальных ролей (гендерная идентичность), легализация отклонений и безразличие к своему будущему.
Из опыта родителя
«Мне как отцу троих несовершеннолетних детей, к счастью, такие книги не попадались. В качестве рекомендации нашим читателям могу посоветовать пользоваться фондами государственных библиотек и больше читать детям проверенную классическую литературу, особенно отечественные сказки, поскольку именно на их основе происходит формирование культурного кода. В таких произведениях исключается деструктивный контент. Я очень люблю читать детям сказки А.С. Пушкина. Детский пытливый ум в процессе знакомства с литературным продуктом всегда задает много вопросов. Родителю, соответственно, тоже приходится развиваться в поисках ответов. Таким образом, совместное чтение благоприятно влияет не только на ребенка, но и на взрослого.
Есть интересные экземпляры произведений и в современной литературе. Я, например, с удовольствием познакомился с книгой Жаклин Жюль „Трудное слово“, где детям прививается умение говорить „прости“, быть вежливым и культурным человеком.
Или книга Виктории Ледерман „Удивительная девочка“, в которой на примерах поведения ребенка разграничиваются фактически принципы реальности и удовольствия. При этом для ребенка становится доступна проблема учета реальных условий, адекватных правил и возможностей удовлетворения своих желаний. В книге удивительным образом обыгрывается история квадробинга. Девочка хочет стать кошечкой, и папа соглашается с ее ролью. Но при этом отец позволяет дочери делать исключительно то, что характерно для поведения животного и отказывает в „человеческих удовольствиях“. Девочке очень быстро наскучивает такая ролевая игра, и она отказывается от идеи становиться кошкой, принимая свою социальную идентичность. Фактически этот составной рассказ в общем произведении профилактирует развитие деструктивного квадробинга у ребенка», — делится Дмитрий Деулин.
Из практики психолога
Как правило, родители обращаются к психологам, когда уже видны отклонения в поведении их ребенка. Проблема потребления деструктивного контента часто является латентной, и многие родители в силу разных причин даже не осознают, что стало источником происхождения неадекватного поведения у их детей.
В качестве основных жалоб обычно называют:
- нарушение ребенком социальных отношений;
- вандализм;
- жестокость к животным;
- проявление толерантности к употреблению психоактивных веществ;
- разрушение окружающей природной среды;
- проявление агрессии и насилия в отношении других;
- рекрутирование в молодежные субкультуры;
- видоизменение собственного тела (татуировки);
- попытки суицида;
- интернет-зависимость;
- экстремальные увлечения (зацепинг и т. п.).
Нередко несовершеннолетние получают установку на то или иное деструктивное поведение из интернета.
Где искать поддержку
Сегодня существуют различные памятки, в которых содержатся психолого-педагогические инструкции по действиям в таких ситуациях. Например, разработанные АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» совместно с ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» методические рекомендации «Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети «Интернет», позволяет выявлять признаки деструкции. Также в методических рекомендациях имеется подробная навигация помощи для родителей по различным социальным учреждениям.
Вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.