background picturebackground picture

Общение начинается с междометий

Раннее детство

1007

Как научить ребенка выражать свои мысли и чувства еще до освоения речи

О принципах общения с малышом, который пока не умеет говорить, рассказывает логопед, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Кошечкина.

Общение — очень важная часть человеческой жизни. Острую необходимость в нем испытывают и взрослые, и дети. Ребенку нужно рассказывать взрослому о событиях и чувствах, в совместном переживании возвращаться в прожитый момент, узнавать что-то новое и получать ответы на главные вопросы.

Если ребенок может общаться, он не просто передает и получает информацию или эмоции, но и усваивает некоторые общеизвестные представления о предметах и объектах, чувства, понятия, правила. 

Кроме того, он учится все это называть так же, как и большинство окружающих людей, для того чтобы его понимали без дополнительных объяснений. И называет все эти представления, предметы, чувства, понятия доступным для себя образом.

Как общается маленький ребенок

Поскольку выбор способов общения у ребенка еще невелик, для выражения своих неосознаваемых желаний и потребностей он использует доступные ему средства.

Язык тела

В раннем возрасте самый первый способ взаимодействия малыша с окружающими — общение без речи, с помощью позы и телодвижений. Ребенок пристраивается к рукам мамы, когда его берут на ручки во время игры или сна, напряжением тела и его разворотом демонстрирует негативное отношение, позже — тянет ручки к маме, демонстрируя потребность в ласке и внимании.

Одновременно у него активно проявляются жесты и мимика — улыбка, опускание уголков рта книзу, поджимание губ и так далее. Но параллельно с этой системой общения существует и развивается вторая — общение с помощью голоса. Слов и даже слогов в этом общении пока нет, ребенок выражает смыслы с помощью самых простых средств — крика, отдельных неопределенных звуков или их комплексов.

У взрослых есть общие представления о том, что чаще всего обозначают отдельные детские сигналы, поэтому мамы и папы реагируют так, как им подсказывают эти представления, — берут на ручки, наклоняются, кормят или кладут спать.

Чем чаще мама или папа реагируют на определенный сигнал, тем быстрее и надежнее этот сигнал свяжется в сознании ребенка с действиями родителей (потянул ручки — взяли на руки, тянусь к игрушке — дают игрушку и так далее). 

Чем более распространенный сигнал демонстрирует ребенок, тем большее количество людей ответят на этот сигнал одинаковым образом. Так формируется связь между самим сигналом и его значением, той информацией, которую он передает.

Дальше сигналы и информация, которую они передают, будут усложняться. На основе простейших жестов и движений в дальнейшем сформируется невербальная система общения — разнообразные сложные жесты, мимика, пантомимика, общение с помощью позы и дистанции. А из простых криков и неопределенных звуков появится устная речь.

Сообщения голосом и звуками

Может ли ребенок общаться и передавать информацию голосом и звуками до того, как он научится говорить правильные слова? Да, так и есть. Он «говорит», сопровождая свои «слова» жестами и мимикой. Если родители подкрепляют эти сигналы своей реакцией, ребенок получает возможность общаться до того, как ему станут доступны слова и фразы.

Взрослые сами используют такие «недослова» в речи. Например, когда человек невнятно и протяжно говорит: «Э-э-э-э» с выражением ожидания, обращаясь к другому, перегородившему путь и говорящему по телефону. Или тот же звук (или что-то среднее между «м» и «н») с интонацией неудовольствия, когда ребенок свалил вашу книжку с дивана. Таких «знаков» в нашей речи много — это междометия.

Чем нам могут помочь междометия

С помощью этих маленьких слов мы передаем свои чувства. Для выражения изумления, восторга, страха мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода — бр-р-р, для выражения страха или боли — о-о-о.

Обычно по мере развития речи междометия постепенно становятся второстепенными, их заменяют — спонтанно или благодаря обучению и исправлению взрослых — полноценные слова. Но все меняется, если у ребенка имеются серьезные препятствия к развитию речи.

При определенных состояниях здоровья, заболеваниях и нарушениях у ребенка может быть затруднена или ограничена способность контролировать или подавать голос, правильно произносить различные звуки, он может не иметь возможности их воспроизвести. В этом случае ребенка можно обучить другим формам общения — письменным, с помощью картинок, печатных устройств и так далее. Однако устная, голосовая речь все равно остается необходимой.

Она нужна, чтобы привлечь внимание человека, находящегося в отдалении, нужна тогда, когда происходит процесс, не выражающийся в действии, но важный для общения, — например, обдумывание ответа. Представьте два варианта: после вопроса ребенок просто сидит, глядя в потолок, или же сопровождает ту же позу звуком размышления. Междометие может поддержать контакт, особенно, когда собеседники не видят друг друга, например, при разговоре по телефону.

Как научить неговорящего ребенка использовать междометия

Первый шаг: демонстрируем междометие в игре. Выберите знак, которому хотите научить, например, восклицаниям ой и ух. Для игры понадобится игрушечная горка. Показываем малышу, как его любимые игрушки — зайка, мишка, кошка — пытаются залезть на горку, говоря: «Ой! Крутая горка! Ой! Тяжело! Ой! Ножки не идут!», а забравшись на нее, с радостным ух съезжают вниз, говоря: «Ух! Хорошо!»

На прогулке, осваивая с малышом горку, стоящую во дворе, не забывайте повторять эти междометия. Поднимаясь вместе по ступенькам, говорите: «Ой! Крутая горка! Ой! Тяжело! Ой! Ой!», а когда малыш скатывается, восклицайте: «Ух! Хорошо! Да, хорошо! Ух! Как Саша (Петя, Ваня) скатывался с горки! Ух!»

Выбирайте междометия, полезные для общения — выражения эмоций, пожеланий, ощущений, Например, о-о-о. Играя или занимаясь творчеством, восхититесь результатом ребенка: «О-о-о! Какой домик получился! О-о-о!» Междометие бух (или бах) поможет ребенку объяснить, почему он плачет, а ай — показать, что ребенку больно.

Например, играем с малышом в прятки с игрушками. Игрушки прячутся за дверью, за ширмой, за дверцей шкафа, под платочком, а выглядывая, произносят: «Ау! Вот я! Ау! Найди меня!» Чем радостнее, веселее и звонче вы произносите «Ау!», тем большее желание повторить за вами возникает у малыша. Возможно, вначале он тихо будет повторять только «а». Ваша задача — хвалить и ободрять его, говоря правильно: «Так зовет тебя зайка, он говорит: „Ау! Найди меня!“» Используйте междометие на улице, когда малыш спрятался, а вы его ищете: «Ау! Где Саша? Ау!»

Второй шаг: хвалите и подкрепляйте любой сигнал, похожий на выбранное междометие, в ситуации, подходящей по смыслу. Лучшим закреплением служит ваша реакция. Если ребенок произносит «а» или «у», когда вас нет непосредственно рядом с ним, откликнитесь — «Ау! Ты меня ищешь? Я здесь!» В игре с машинками достаньте большую машинку, если ребенок округлит губы или произнесет «о», присоединитесь и разделите восторг, утрированно произнося междометие: «О-о-о! Да, такая больша-а-ая машина!!! О-о-о!»

Если ребенок использует только часть междометия (мимику, жест, артикуляцию без голоса), при дальнейшей демонстрации делаем упор на недостающий элемент. Напомним, что голос, звук в междометии очень важен, именно он дает возможность использовать междометие на расстоянии.

Третий шаг: создаем ситуации, в которых ребенок может использовать междометие. А теперь играем вместе с ребенком в прятки. Все прячутся, а выглядывая, произносят: «Ау! Вот я! Я тут спрятался! Ау!» Спрятали мишку под подушку и ищем: «Ау! Мишка, ау!» В ситуации реальной потери игрушки ау тоже обязательно используем, эта ситуация эмоционально очень важна. Подкрепляем сигнал ребенка, давая ему время для размышления, задавая вопросы: «Ау! Где ты?», «Ау!» Так в самых простых играх и жизненных ситуациях раз за разом побуждаем ребенка использовать междометие.

Когда ребенка обучают таким сигналам, одновременно решаются две задачи. Во-первых, ребенок получает средства общения, передачи информации. Во-вторых, мы привлекаем его внимание к тому, как мы сами используем подобные сигналы. А значит, учим самостоятельно выбирать междометия, которые можно повторить и использовать для общения.

Возвращаясь к названию статьи, подведем итог: при всей своей простоте междометия позволяют общаться и могут быть очень важны тогда, когда более сложные речевые знаки пока не получаются.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях