background picturebackground picture

Основные этапы развития речи

Раннее детство

457

Как помочь детям освоить родной язык?

Появление речи — ключевой этап общего развития ребенка.  Вместе с речью развиваются абстрактное мышление, умение устанавливать и поддерживать отношения. Понимание и правильное использование языка — основа обучения чтению и письму и шаг к будущей грамотности. И родители — главные учителя и партнеры на этом пути.

Когда начинает развиваться речь?

Основы закладываются уже в первые месяцы жизни, когда кроха еще не говорит, но каждый день слышит речь других людей. Затем, в течение первых трех лет жизни, мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками и языковые навыки развиваются с удивительной скоростью.

Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки (так называемый детский лепет). В этом возрасте можно начинать стимулировать развитие речи — например, называть предметы и действия, интересные для ребенка. Замечайте, на что он смотрит, показывает или машет ручками, в ответ на что лепечет, использует восклицания. И сразу же развивайте эту речевую ситуацию, называя окружающие предметы, процессы и задавая вопросы.

Говорите с малышом и относитесь к нему как к собеседнику уже на первом году жизни — и неважно, что он еще не может вам ответить осмысленно. Заканчивая фразу, подождите ответа — а он будет, пусть даже пока только во взгляде. Когда ребенок начинает использовать жесты, можно реагировать словами на его попытки общения. Например, если он качает головой, отвечайте так, будто он говорит «нет». Если указывает на игрушку — отвечайте так, будто ребенок говорит: «Я это хочу» или «Мне это нравится». Поддерживайте речевой контакт в каждой ситуации, когда это уместно.

Как правило, дети произносят первые слова в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет (в среднем — в год), чаще всего это «мама» или «папа».

К 1,5 годам ребенок обычно понимает и использует от 50 до 100 слов. Пассивный словарный запас (понятные нам слова) всегда больше, чем активный (слова, используемые в речи), — это верно и для детей, и для взрослых. К 2 годам дети могут использовать уже более 300 и понимать около 1000 слов.

Развитие самостоятельной речи происходит позже, чем малыш начинает понимать окружающих. Между 1,5 и 2 годами дети пробуют соединять слова, чтобы сформировать первые простейшие словосочетания «моя мама» или «хочу пить». Когда ребенок начинает использовать слова, вы можете повторять их и развивать речевую ситуацию, отталкиваясь от того, что он сказал. Например, если малыш говорит: «Мячик», вы можете продолжить речевую ситуацию: «Ты хочешь этот красный мячик? Пожалуйста, держи».

К 3 годам дети учатся применять язык в различных ситуациях: они не только пытаются получить разные предметы «здесь и сейчас», но и могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже используют речь для фантазий, могут играть и говорить одновременно. К этому времени детская речь становится по большей части понятной не только вам, но и посторонним людям.

От чего зависит развитие речи детей после 2 лет

Здоровье и физическое развитие. Некоторые болезни могут повлиять на слух, а это, в свою очередь, вызовет проблемы с речью. Больным детям часто не хватает сил, чтобы общаться жестами или мимикой, даже если со слухом у них все в порядке, и это тоже может помешать развитию речи.

Психологические травмы. Развод родителей, смерть близких, постоянные переезды и другие травмирующие события могут отнимать у ребенка много сил на адаптацию и стать причиной задержки речевого развития.

Недостаток движения. Если ребенок большую часть времени проводит в кроватке, манеже, коляске, у телевизора или компьютера, то замедляется развитие моторных навыков, а вместе с ними и речи. Активные игры на свежем воздухе, бег, прыжки и кувыркания способствуют развитию двигательных навыков, необходимых еще и для того, чтобы научиться писать и рисовать.

Окружающая среда. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста были погружены в ситуации общения: малыши, с которыми говорят и которым читают, сами скорее захотят учиться говорить, а затем и читать. Социальная среда, в которой не хватает примеров использования языка, может стать препятствием для развития речи.

Двуязычная семья. Речь детей, начавших изучать второй язык в раннем возрасте, может развиваться медленнее, чем у других сверстников. Изучение двух-трех языков одновременно вызывает замешательство, и ребенок может потерять мотивацию к пониманию происходящего.

Специалисты по развитию речи билингвов считают более благоприятной ситуацию, когда за каждый язык отвечает отдельный взрослый: мама всегда говорит с ребенком на одном языке, а папа — на другом. Если такой возможности нет, то изучение второго языка лучше начинать позже, в подготовительной группе детского сада или уже одновременно со школой.

Умственные способности. Считается, что существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и ранней речью. Дети, с которыми рано начинают активно общаться, говорят больше сверстников и показывают более высокий уровень интеллектуального развития. Они быстрее осваивают правила грамматики, у них шире словарный запас.

Однако если речевые навыки ребенка развиваются медленнее, чем у сверстников, это вовсе не значит, что он отстает в познавательной деятельности. Бывает, что вначале активно развивается крупная моторика и только потом «присоединяется» речь. Скорость овладения речью индивидуальна, и существует большой диапазон «нормального» развития.

Но если ребенок к 2 годам совсем не говорит и не складывает два слова к двум с половиной, это повод навестить педиатра, невролога или логопеда.

Как помочь малышу освоить язык?

Важно, чтобы с раннего детства вокруг ребенка был насыщенный речевой фон, чтобы окружающие много говорили с ним. Малыш подражает звукам, которые обращены именно к нему. Телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.

Интересные беседы

Повседневные разговоры о том, что происходит в вашей совместной жизни, — отличный способ увеличить словарный запас ребенка. Не стоит снисходительно «сюсюкать» — общайтесь так, будто говорите с человеком, который вас уже понимает (по большому счету, так оно и есть).

До 3 лет с ребенком лучше говорить о вещах, которые имеют для него смысл в данный момент, например, о том, что он видит или делает. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, это шанс его чему-то научить. Главное — использовать разные слова и в разных контекстах. Например, в ответ на просьбу: «Дай яблоко» — можно поговорить о яблоне и о том, как лучше нарезать яблоко на обед. Это помогает ребенку лучше узнать значение и употребление разных слов.

Поддерживайте беседу, даже если малыш пока знает всего несколько слов. Это серьезный вклад не только в развитие речи, но и в ваши с ним отношения.

С того момента, когда ребенок сам начинает рассказывать истории (после 3 лет), побуждайте его говорить о событиях в прошлом и будущем. Например, в конце дня можно обсудить, что в нем было интересного, поговорить о планах на следующий день, вместе составить список покупок или решить, что взять с собой в гости к бабушке.

Игры и развитие мелкой моторики

Погремушки, пальчиковая гимнастика, мягкие игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы — все это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, необходимую для речи. Не менее важны игры — это самый быстрый способ осваивать знания и активно задействовать речь. Играйте во все известные вам игры и придумывайте новые, изучайте игры разных народов. В процессе игры малыш будет незаметно для себя учиться формулировать свои мысли.

Совместное чтение и обсуждение книг

Читайте вместе книги и делитесь мыслями о прочитанном — это позволит ребенку лучше понимать связи между словами, слышать их в разных контекстах, увеличит словарный запас и выведет его за пределы привычных бытовых ситуаций.

Для маленьких детей лучше всего подходит рифмованная речь: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение, а еще облегчают запоминание новых слов.

Во время чтения вслух следите пальцем за словами в книге по мере их произнесения. Это наглядно покажет ребенку связь между письменной и устной речью и поможет понять, что слова — это отдельные элементы речи. Все это постепенно и незаметно развивает будущую грамотность.

                              

Источники:

Портал о воспитании детей RaisingChildren 

Детский познавательный телеканал «О!»

Поделиться в соцсетях