background picturebackground picture

О чем хочет сообщить нам младенец с помощью языка тела

Младенцы

219

Когда родители реагируют на сигналы малыша, он чувствует себя в большей безопасности и лучше развивается

Младенец еще не умеет говорить, но у него есть другие способы дать понять, как он себя чувствует и в чем нуждается. С помощью мимики, позы, движений он может сообщить, что устал, проголодался, испытывает дискомфорт, тревогу или другие эмоции. И чем больше времени родители проводят с ребенком, тем быстрее учатся понимать его без слов.

Почему важно реагировать на сигналы 

Невербальные сигналы — один из двух главных (наряду с детским плачем) способов коммуникации младенца с внешним миром. С их помощью он пытается сообщить о своем самочувствии и потребностях. Язык тела ребенка позволяет взрослым заметить, что он, к примеру, устал, голоден, хочет играть. Он может сообщить и о том, что какое-то занятие ему надоело, пора сделать паузу или заняться чем-то другим.

Когда окружающие верно распознают язык тела ребенка и вовремя реагируют на знаки, которые он подает, младенец чувствует себя в большей безопасности. Благодаря этому укрепляется эмоциональная связь между ним и родителями, жизненно важная для нормального развития ребенка.

«Чем старше становятся дети, тем больше сигналов они могут подать взрослым, — рассказывает психолог, консультант по грудному вскармливанию Александра Слаутина. — Как правило, вначале они подают неявные сигналы, которые родители не всегда могут считать. Чем старше становится ребенок, тем шире спектр этих знаков. Например, уставший малыш может сперва тереть глазки, отворачиваться от взрослых и уже после этого переходить на плач. Иногда родители пропускают эти признаки и начинают укладывать малыша, когда он уже плачет. В таком случае его приходится вначале успокаивать».

Какие знаки подают нам младенцы

Невербальные сигналы, с помощью которых младенцы выражают свои эмоции и желания, во многом универсальны. Однако у каждого ребенка формируется собственный уникальный набор жестов, с помощью которых он общается с близкими.

По мере того как родители все лучше узнают своего ребенка, они учатся расшифровывать эти сигналы и точнее понимать, чего хочет младенец и как он себя чувствует.

Анализируя то, как малыш реагирует на действия взрослых, можно узнать, например, как его лучше успокоить: улыбнуться ему, поговорить с ним, спеть песенку. Наблюдая за младенцем, взрослые могут точнее выбрать способ поведения в сложных для него ситуациях, например, если он испытывает сенсорную перегрузку.

«Я устал!»

Понять, что младенец нуждается в отдыхе, помогут следующие невербальные знаки:

  1. отстраненный взгляд;
  1. резкие движения ручками и/или ножками;
  1. зевание, потирание глаз ручками;
  1. сосание пальцев;
  1. потеря интереса к людям и игрушкам.

Если вы замечаете у своего ребенка признаки усталости, лучше начинать укладывать его спать.

«Я голоден!»

Новорожденные могут прикладываться к груди 12–20 раз в сутки. Определить, что малыш голоден, помогут такие сигналы:

  1. он причмокивает;
  1. открывает ротик;
  1. высовывает язычок;
  1. ищет глазами маму или утыкается в материнскую грудь, когда находится на руках.

Совокупности этих признаков достаточно, чтобы понять, что малыша пора кормить. Наблюдая за ним, вы увидите признаки готовности к кормлению еще до того, как он начнет плакать.

Лучше научиться вовремя распознавать признаки голода у младенца и кормить его по требованию, чем каждый раз выжидать определенное время. 

«Если взрослым не удается вовремя заметить первые признаки голода, ребенок может начать кряхтеть и волноваться, засовывать в рот кулачок или пальцы. И только после этого он дает знать о себе плачем. Когда такая ситуация повторяется из раза в раз, он приучается сразу кричать и плакать, чтобы сообщить, что голоден», — отмечает Александра Слаутина.

«Я хочу играть!»

В первый месяц жизни новорожденный много спит и ест. Чем старше ребенок, тем больше он проявляет активности и желания играть. Понять, что малыш готов поиграть, можно по таким признакам:

  1. глаза широко раскрыты и блестят;
  1. зрительный контакт со взрослым (если вы чем-то заняты, малыш с интересом за вами наблюдает);
  1. улыбка;
  1. движения становятся более плавными;
  1. ребенок тянет к вам ручки.

Если вы видите, что младенец не прочь поиграть, значит, самое время улыбнуться ему, поговорить с ним. Игры с младенцами не требуют больших затрат и специальных умений, для ребенка в этом процессе главное — взаимодействовать со значимыми взрослыми.

«Мне нужен перерыв!»

Начиная с четырехмесячного возраста, младенцев уже не всегда клонит в сон после игр. Вместо этого они порой стремятся сменить вид активности или снизить интенсивность стимулов, поступающих из внешнего мира. Малыш может сообщить, что хочет заняться чем-то другим, следующими способами:

  1. отворачивается от взрослого;
  1. прикрывает ручками уши или глаза;
  1. извивается или пинается.

Если вы видите, что ребенку нужен перерыв, дайте ему возможность провести время в спокойной обстановке или заняться чем-то другим. Например, если он отворачивает голову от погремушки, которую вы ему даете, попробуйте положить его на спину и понаблюдать за его движениями.

Лучший способ общения — взять малыша на руки

Когда трудно определить, что именно беспокоит ребенка, лучшее, что можно сделать, — взять его на руки, считает Александра Слаутина: «На руках у значимого взрослого или у маминой груди малыш чувствует, что удовлетворены его базовые потребности — в пище, тепле и безопасности. В результате он быстрее успокаивается, ему легче перенести чувство дискомфорта, каким бы ни был его источник».

Чтобы быстрее научиться распознавать реакции и потребности младенца, психолог рекомендует как можно больше взаимодействовать с ним, особенно в первый год жизни — это самый важный период для установления крепких эмоциональных связей.

«К двухмесячному возрасту складывается так называемый комплекс оживления, когда ребенок начинает выделять маму среди других взрослых, — объясняет Александра Слаутина. — Эту связь важно развивать — проводить время и разговаривать с младенцем. Хороший телесный контакт и тесное общение в этот период помогают быстрее научиться понимать ребенка, считывать сигналы, которые он подает. Ведь несмотря на общие для большинства детей невербальные реакции, чем старше становится ребенок, тем более индивидуален язык его тела».

Фото: Коллекция/iStock

  

Поделиться в соцсетях