background picturebackground picture

„Не сравнивай меня ни с кем, пожалуйста!“

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

221

Почему родители сравнивают своих детей с другими

Почему родители сравнивают своего ребенка с другими? Чем опасны такие сравнения? Как взрослым объяснить, что детей это задевает? Как это прекратить? Ответить на эти вопросы мы попросили Инну Карпенкову, ведущего аналитика Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ.

Копирование поведения

Люди — социальные существа, в природу человека заложена способность копировать поведение друг друга. Это хорошая стратегия, когда речь идет о раннем возрасте и ребенок учится подражать взрослому и сверстникам, развивая таким образом навыки поведения, в том числе и культурного.

Копирование поведения в раннем возрасте чаще всего происходит бессознательно. Но закрепляется поощрением родителей и положительной оценкой самим ребенком успеха своего действия и многократным повторением. Затем такое поведение применяется в различных ситуациях, как похожих, так и не очень.

Таким образом оттачивается способность применять или не применять то или иное действие в той или иной ситуации.

Вместе с тем отношения с миром у ребенка обеспечиваются заложенными в природе человека механизмами спонтанности, исследовательским интересом и получением от такой активности положительных эмоций.

Развитие образного мышления

Когда ребенок становится старше, у него развивается образное мышление, он уже способен тренировать навыки поведения не только через конкретный опыт, но и через моделирование ситуаций в воображении. Тогда малышу начинают рассказывать истории, читать сказки. Ребенку не обязательно проходить различные испытания самому, достаточно того, чтобы в истории было как можно подробнее описано, что делал главный герой, каких результатов добился. И вывод: хорошо ли он поступил.

Благодаря развитию образного мышления ребенок насыщает свой собственный мир опытом, который он лично не проживал, но впитал в себя. В этом процессе особую роль играет образ героя/героев. Неслучайно слово «герой» имеет несколько смыслов:

  • человек, проявивший свои лучшие качества и вышедший из трудной ситуации победителем;
  • человек, оказавший наиболее значительное влияние на других; в этом случае герой может наделяться оценочным суждением и быть как «положительным» (совершающим хорошие, правильные поступки), так и «отрицательным» (совершающим плохие, неодобряемые обществом поступки).

Бывают у героев сказок, историй и менее значительные роли. Тем не менее все они — герои. И в этом случае понятие «герой» становится синонимичным образу человека, участвующего в некой истории, где он проявляет то или иное поведение.

Формирование самостоятельности

Вместе с усвоением образцов поведения, демонстрируемых ребенку родителями, сверстниками, другими значимыми взрослыми и героями историй, мультфильмов, сказок, у ребенка формируется и самостоятельность — уникальный для ребенка способ взаимодействия с внешним миром.

Для того чтобы это взаимодействие было в целом успешным, необходимо, чтобы сам ребенок получал удовольствие от того, как он поступает в той или иной ситуации, то есть сам становится «героем». В ребенке должен созреть собственный герой. Не Добрыня Никитич, не Василиса Прекрасная, а он сам — Саша или Алена.

Безусловно, в «настройках» характера у Саши или Алены будут присутствовать образцы поведения, закрепленные в раннем детстве, как успешные, так и неудачные, впитанные из сказок и историй, личного опыта. Но в подростковом возрасте Саша или Алена должны ощущать свои действия и поступки как свои собственные.

Тогда можно смело сказать, что подросток, а затем юноша или девушка смогут развить в себе собственную уникальность, личность, которая не будет бояться проявить свою инициативность, сможет взять на себя ответственность за свое поведение. И даже если те или иные усилия не приведут к ожидаемому успеху, то и такой опыт станет ценным для личности.

Последствия неправильного поведения родителей

Родители, которые слишком активно ставят в пример того или иного героя, часто неосознанно, пытаются навязать ребенку поведение, которое ассоциировано у них с образом этого героя. Причем надо понимать, что у родителей и у их ребенка наполнение этих образов будет отличаться, несмотря на то что это может быть один и тот же персонаж. Ребенку в поведении персонажа может понравиться совсем не то, что родителю. Или, наоборот, родителям персонаж может не нравиться, а ребенок увидит в нем что-то важное и нужное для себя.

В этом плане интересен образ Мальвины из сказки про Буратино. Многие девочки бывают восхищены ее красотой и хотят быть похожими на нее. Некоторым родителям она симпатична тем, что она умная, организованная, в общем-то заботливая. Но другие в образе (характере) Мальвины могут увидеть педантичность, холодность и в каком-то смысле жестокость.

Герои — «супермены», которых нередко выбирают своими кумирами подростки, и вовсе могут нести в себе разрушительный посыл вечной недостижимости идеала. Но все же мы понимаем, что герой сказки или фильма — вымышленный герой.

А если родители или учителя начинают сравнивать поведение подростка, на которого они хотят повлиять, и поведение другого подростка, которого они оценивают как примерное, желаемое? В этом случае ребенок вместе с примером для подражания получает посыл: «Я не такой, как он, я — плохой, я никогда не стану таким как он».

Даже если ребенок начинает стараться, то в лучшем случае он рискует потерять свою идентичность, став не самим собой, а тем, на кого он стремится быть похожим.

Крайние варианты такого «перевоплощения» мы наблюдаем в подростковых и юношеских группах, где ребята становятся странным подобием образов (например, Барби, Майкла Джексона и пр.) с совершенно расстроенной психикой в погоне за неуловимым совершенством, конкурируя друг с другом.

Что же делать?

Если этот вопрос задает сам подросток, то можно показать родителям эту статью. И еще рассказать им о том, что их «герой» живет в совсем других условиях, имеет совсем другие возможности.

Можно даже с легкой иронией предложить им переназвать своего ребенка, купить ему одежду героя и создать все те условия, в которых тот совершал свои «подвиги». Только вот тогда не станет их сына или дочери, которого(-ую) они родили, любят и воспитывают. Согласны ли они с такими условиями? Важно не придавать слишком большого значения подобным вопросам, придавая разговору шутливый тон.

Другим вариантом могут быть встречные вопросы родителю (или учителю): «А на кого вы в детстве хотели быть похожими? Что вы для этого делали? Удалось ли вам это?»

Есть и еще один вариант — попробовать создать образ героя на примере личности самого ребенка, исходя из его интересов. Этот вариант подходит скорее для самих взрослых, которые нередко очень хорошо видят слабые стороны своего чада, упуская из виду сильные. Но и сам подросток может сказать: «Мама, я хочу быть самим собой. Мне нужна твоя поддержка. Но не в том, в чем я слаб, а в том, в чем я силен». Это довольно непросто, так как традиционно помощь у нас ассоциируется с тем, в чем человек слаб, так как с тем, в чем он силен, он и так справится.

Но нередко в погоне за укреплением слабых сторон проседают сильные. Связано это прежде всего с тем, что слабое для человека — это то, что именно ему не очень важно, не очень интересно. И если мы начинаем активно бороться со слабостями, автоматически мы усиливаем и сопротивление.

А если «зайти со стороны интереса», сильной стороны, то в какой-то момент усиление интереса может замотивировать и развитие слабой стороны.

Если человек увидит связь между своим интересом и тем, что у него пока не получается должным образом, то тогда желание делать то, чего раньше не хотелось делать, усилится естественным образом. И станет частью процесса личностного роста ребенка, не похожего на других, но достойного самого себя.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях