background picturebackground picture

«Компас» в мире особых детей

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Особые дети

7

Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра

Диагноз «аутизм» у ребенка часто обрушивается на родителей как снег на голову, оставляя их в растерянности и шоке. В этот сложный момент маме и папе очень важно получить помощь и поддержку специалистов. Сегодня на несколько самых распространенных вопросов об аутизме ответили учителя-логопеды ГКДОУ КО «Калужский областной детский сад «Здравушка» Екатерина Зиновкина, Нина Власова и Екатерина Буровцева.

Что такое аутизм и кто в этом «виноват»?

Аутизм, или расстройство аутистического спектра, — это состояние развития, корни которого лежат в неврологии. Оно влияет на то, как человек думает, воспринимает, концентрирует внимание, социализируется и ведет себя. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, независимо от материального положения, образования или социального происхождения. Никто не виноват в том, что ребенок страдает аутизмом.

Причины аутизма сложны и включают в себя сочетание генетической предрасположенности и факторов окружающей среды. К ним можно отнести загрязнение окружающей среды, состояние здоровья матери до и во время беременности, осложнения во время родов, некоторые инфекции или лекарства, принимаемые во время беременности. Эти факторы влияют на развитие мозга, что, в свою очередь, отражается на поведении. Очень важно понимать, что аутизм не возникает из-за холодного, невнимательного или сурового воспитания.

Аутизм — это биологическое заболевание, а не результат личных недостатков ребенка, родителей, бабушек и дедушек.

Как я могу определить, что мой ребенок развивается не так, как другие?

Понятие «нормального» развития очень гибкое. Каждый ребенок развивается по-своему, под влиянием биологии и окружающей среды. Тем не менее определенные признаки развития являются общими. Эксперты отмечают такие ранние признаки развития, как первый плач, гуление и лепет, которые могут отражать неврологическое здоровье малыша. Примерно в возрасте 1 месяца ребенок должен начать улыбаться, издавать звуки и физически реагировать на взаимодействие — это так называемый комплекс оживления. Младенец начинает узнавать родителей и реагировать на раздражители, такие как яркие игрушки или звуки, устанавливает зрительный контакт. С 6 месяцев обычно активно развивается понимание речи, а примерно к 14 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест. Хотя дети начинают говорить в разное время, обычно это совпадает с обучением ходьбе.

Если к годовалому возрасту ребенок не проявляет признаков эмоциональной реакции, не использует указательные жесты, говорит менее 3–5 слов, не реагирует на свое имя или простые просьбы, самое время обратиться к специалисту (педиатру, психиатру, нейропсихологу, логопеду или дефектологу) для оценки развития и планирования дальнейших действий.

Должен ли мой ребенок посещать детский сад?

Дети с аутизмом часто не принимают участия в общественной деятельности и могут казаться безразличными к окружающим, предпочитая одиночество. Однако это не значит, что им не нужен социальный контакт — они хотят общаться и быть понятыми.

Участие в детском коллективе, например, в детском саду или группе кратковременного пребывания, может быть полезным.

В идеале ребенку лучше посещать специальные группы, созданные с учетом его потребностей.

Важно избегать перегрузки нервной системы ребенка и, наоборот, поощрять общение и самостоятельность с помощью занятий под «руководством» ребенка (например, игровой терапии или музыкальных и театральных занятий вместе с родителями).

Как организовать домашнюю обстановку и распорядок дня?

  • Установите постоянное время для сна, еды, купания и других процедур, которое устраивает всю семью.
  • Выделите отдельные дни недели для определенных занятий (например, четверг — для рукоделия, воскресенье — для чтения).
  • Будите ребенка с помощью приятных сенсорных сигналов (например, тихой музыки).
  • Предлагайте возможности для физической активности и позволяйте ребенку самостоятельно выбирать некоторые занятия.
  • Составьте наглядное расписание с фотографиями, на которых изображен ребенок, занимающийся различными повседневными делами.
  • Обеспечьте не менее 2 часов пребывания на свежем воздухе ежедневно.
  • Ограничьте время работы с экраном (телевизор, планшет, телефон, компьютер) до 20 минут в день и выключайте неиспользуемые экраны, чтобы уменьшить фоновый шум.
  • Установите успокаивающий режим отхода ко сну — это может быть теплая ванна, чтение сказки или нежный физический контакт.
  • Создайте дома игровую зону, благоприятную для сенсорных ощущений, используя такие предметы, как гамак, качели, кресло-качалку или игровую палатку из коробок.

В какие игры мы можем играть дома?

Игры в «прятки»

Разложите знакомые предметы, затем спрячьте один из них, прикрыв ребенку глаза, и спросите: «Чего не хватает?»

«Загадочный мешочек»

Положите предметы в мешок. Ребенок определяет их на ощупь или находит по вашим указаниям.

«Охота за сокровищами»

Прячьте предметы по дому или на улице и ищите их вместе.

Массаж и пальчиковые игры

Используйте стишки или песенки (например, Е. Железновой) и прикосновения, чтобы увлечь ребенка — например, постукивайте по животику, читая стишок, или имитируйте движения животных по всему телу с помощью пальцев.

Игры с движением
  • «Борцы сумо»: наденьте большие футболки, набитые подушками, и «боритесь».
  • Изображайте животных, вытащенных из мешочка, используя жесты.
  • Покачайте ребенка на коленях.
  • Бросайте друг в друга «снежки» из фольги или ваты.
  • Подпрыгивайте на батуте или качайтесь на качелях, читая стишки.
Игры в домике

Постройте домик из стульев или коробок и играйте внутри — готовьте, кормите куклу, решайте головоломки или читайте.

Сбор коллекций

Собирайте наборы из игрушек или кухонных принадлежностей.

Игры на кухне

Пусть ребенок чистит бананы, отрывает ножки грибов, срывает листья с ягод или пересыпает зерна из одной емкости в другую, чтобы услышать их звук.

Игра с водой и песком

Начните со слегка влажного песка в ведре, затем постепенно увеличивайте его влажность. Рисуйте на нем фигуры и создавайте формы.

Игры-драматизации

Участвуйте в сюжетно-ролевых играх, таких как «Дом», «Магазин» или «Парикмахер».

Что ждет моего ребенка в будущем?

Родители играют центральную роль в координации действий с образовательными, медицинскими учреждениями и другими системами поддержки семей. Раннее вмешательство значительно улучшает результаты. Каждый ребенок с особенностями уникален, и поиск наиболее эффективных методов для вашего ребенка требует времени. Работа с ребенком с аутизмом требует терпения и последовательности — прогресс может быть медленным или неравномерным.

Продолжайте узнавать об аутизме, общайтесь с другими семьями и консультируйтесь со специалистами. Верьте в потенциал своего ребенка и поддерживайте его развитие.

И не забывайте о себе. Ваше благополучие тоже имеет значение! Ваш «особый» ребенок отражает эмоциональный климат всей семьи. Заботьтесь о своих собственных психических и эмоциональных потребностях — они напрямую влияют на развитие вашего ребенка.

Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Поделиться в соцсетях