Специалист рассказала об адаптированной программе для школьников
Обучение особого подростка требует внимания, чуткости и поддержки от взрослых — не только родителей, но и педагогов. Сегодня о реализации адаптированного варианта основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития рассказала младший научный сотрудник Научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) МГППУ Татьяна Овсянникова.
Особенности обучения и поддержки в 7-м классе
В 7-м классе учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР) вступают в подростковый возраст, но специфические трудности развития у них сохраняются. Для них характерно замедленное и неравномерное усвоение нового материала, особенно абстрактного; они с трудом понимают научные тексты, выделяют главное и применяют усвоенные знания в новой ситуации.
У подростков с ЗПР по-прежнему недостаточно развита саморегуляция, из-за чего требуется постоянная помощь взрослого.
В связи с этим учебный процесс в 7-м классе строится на принципах пошагового обучения с опорой на наглядность, алгоритмы и образцы решения задач, что помогает компенсировать проблемы с самостоятельностью и планированием. Новые предметы основной школы (например, физика, алгебра), усложнение программ требуют от учителей адаптировать объяснение под возможности таких учеников — использовать конкретные примеры, иллюстрации, дополнительные разъяснения и практические задания, связанные с опытом детей.
Одновременно в 7-м классе продолжается коррекционная работа: специалисты (психолог, дефектолог, логопед) помогают подросткам с ЗПР развивать познавательные способности, коммуникацию и эмоционально-волевую сферу.
Изменение требований и подходов по сравнению с начальной школой
При переходе от начального звена (1–4-е классы) к основному (5–9-е классы) для детей с ЗПР меняются как образовательные требования, так и организация обучения. В начальной школе по адаптированной программе (АООП 7.1 или 7.2) обучение строилось с учетом ведущей роли одного учителя и игровых методов, обеспечивая максимальную поддержку в учебной деятельности.
На уровне основной школы увеличивается число учебных предметов и педагогов, и от подростка с ЗПР ожидается большая самостоятельность: требуется умение ставить цели, выполнять задания без постоянного руководства, самопроверять результаты. Это существенно осложняет обучение детей с ЗПР, ведь произвольность и познавательная активность у них еще недостаточно сформированы.
Тем не менее основные дидактические принципы, заложенные в начальной школе, сохраняются. По-прежнему применяется дифференцированный подход и адаптация содержания под возможности ученика. Например, все дети с ЗПР в 5–9-х классах учатся по тем же учебникам, что и сверстники, но задания модифицируются учителем под их психофизические особенности.
Сохраняется и коррекционно-развивающий блок программы — специальные занятия, направленные на преодоление недостатков развития. Однако меняется роль специалистов: если в начальной школе коррекционную работу часто вел учитель-дефектолог, то в средней школе к процессу активнее подключаются психолог и учителя-предметники.
Таким образом, переходя в среднее звено, ребенок с ЗПР получает более сложную программу, но в особых условиях: с сохранением индивидуальной поддержки, специальными методами обучения (описанными выше) и смягченными требованиями (например, больше времени на выполнение, меньше объем проверочных работ), чтобы постепенно приблизиться к образовательным стандартам основного общего образования.

Объем заданий и форма контроля знаний
Объем учебных и контрольных заданий для школьников с ЗПР в 5–9-х классах регулируется специальными нормами и рекомендациями, позволяющими избежать перегрузки. Например, в 6–8-х классах общее время выполнения домашних заданий не должно превышать ~2,5 часов в день. Продолжительность и количество контрольных работ также ограничиваются: согласно СанПиН, проверочные и контрольные работы рекомендуется проводить не более одной в день (предпочтительно на 2–4-х уроках) и не задавать сразу несколько объемных работ подряд.
Контрольные работы для таких учеников включают меньше заданий и более простые формулировки, время на выполнение увеличено, а вместо письма чаще разрешается устный опрос или тест с опорой на картинки и подсказки. Форма контроля зачастую адаптируется: при ответах у доски учитель может задавать наводящие вопросы, разбивать сложное задание на более простые шаги.
Некоторые школы утверждают локальные критерии оценивания для детей с ОВЗ, позволяющие учитывать, например, аккуратность ведения тетради, старание, позитивную динамику, а не только процент ошибок.
В целом контроль успеваемости носит щадящий, поддерживающий характер: его цель — не наказать за невыученное, а вовремя выявить пробелы и скорректировать работу с учеником.
Работа специалистов в средней школе
Специалисты сопровождения — учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог — продолжают играть ключевую роль в реализации основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 7-го вида на уровне 5–9-х классов.
Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия (не реже одного раза в неделю) для коррекции основных психологических функций, развития саморегуляции и социальной адаптации подростков. Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) в средней школе часто курирует коррекционно-развивающие курсы, где развиваются познавательные процессы. Логопед подключается при наличии у подростка стойких речевых нарушений. Если в штате школы нет нужного специалиста, реализуется сетевое взаимодействие — привлечение специалиста из ресурсного центра или другой организации (в том числе дистанционно).
В конце года, как правило, составляется психолого-педагогическая характеристика, отражающая изменение показателей развития за год. Это документ, необходимый и для подготовки к итоговой аттестации, и для передачи информации при переходе в 8–9-й класс или другую образовательную организацию.

Практические рекомендации для родителей
Родители семиклассника с ЗПР — равноправные участники образовательного процесса. От их поддержки и понимания потребностей ребенка во многом зависит его прогресс. Вот несколько важных советов для родителей.
Сохраняйте позитивный настрой в воспитании
Стройте отношения на поощрении и поддержке. Обязательно хвалите ребенка за каждый, даже небольшой успех — отмечайте, что он сделал хорошо. Дети с ЗПР гораздо лучше реагируют на похвалу, тогда как постоянные выговоры и наказания часто просто игнорируются ими. Пусть ребенок чувствует вашу веру в него: говорите ему, что он справится, если постарается, подчеркивайте его сильные стороны.
Помогайте без гиперопеки
Очень важно найти баланс: не делать за ребенка то, что он способен выполнить сам, иначе не сформируется самостоятельность. Избегайте чрезмерной опеки: поручите сыну или дочери посильные домашние обязанности (например, заправлять постель, мыть посуду) и требуйте ежедневного их выполнения. Это дисциплинирует и дает ощущение ответственности. Если что-то запрещаете ребенку, обязательно спокойно объясняйте причину запрета, чтобы он учился понимать последствия поступков.
Соблюдайте режим дня и условия для учебы
Для подростка с ЗПР крайне важны четкий распорядок дня и здоровый образ жизни. Установите постоянный режим сна и бодрствования — следите, чтобы ребенок высыпался, так как недосып резко снижает внимание и самоконтроль.
Организуйте дома удобное рабочее место: отдельный тихий уголок, где во время приготовления уроков ничто не отвлекает (уберите игрушки, выключите телевизор). При выполнении домашних заданий чередуйте работу и отдых: например, 20 минут уроков — 5 минут перерыв (разминка, перекус). Можно завести таймер или составить вместе с ребенком расписание: так ему будет легче ориентироваться во времени.
Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Если видите, что он устал и внимание рассеялось, лучше сделать более длительный отдых или перенести часть заданий (по согласованию с учителем) на следующий день.

Развивайте самоконтроль и мотивацию
В 7-м классе стоит приучать ребенка самому отслеживать свои успехи. Полезная идея — завести «Дневник самоконтроля». Вместе с ребенком каждый день (или неделю) отмечайте в нем, что получилось: выучил 10 английских слов, без ошибок решил пример, помог по дому и т. п. Это визуализирует прогресс и мотивирует стараться дальше.
Также ставьте конкретные цели на короткий период: например, на этой неделе задача — прочитать 5 страниц книги или получить не ниже четверки по истории. Цель должна быть реально достижима и понятна ребенку. Обязательно хвалите, когда цель достигнута, и разбирайте, если нет: что помешало, как помочь.
Развивайте интересы и общение
Поощряйте увлечения ребенка вне учебы, где он может почувствовать себя успешным. Возможно, это будет рисование, музыка, работа по дереву, спорт — любые хобби, где требуются умеренные умственные нагрузки, зато можно проявить таланты. Важно, чтобы подросток с ЗПР ощущал себя умелым и компетентным хоть в какой-то области — это укрепляет самооценку. Но не перегружайте кружками: выбирайте 1–2 занятия по интересу, а не каждый день разные секции, иначе ребенок устанет и потеряет мотивацию.
Следите за кругом общения: дети с ЗПР нередко наивны и внушаемы, им сложно критически оценивать поступки других. Знайте друзей ребенка, мягко обсуждайте с ним ситуации, учите отличать хорошее влияние от плохого. Полезно организовывать совместные активности с одноклассниками (дни рождения, экскурсии) — так ребенок будет легче социализироваться, но старайтесь присутствовать или доверять это ответственным взрослым.
Взаимодействуйте со школой
Регулярно связывайтесь с педагогами и школьными специалистами. Посещайте все родительские собрания, не стесняйтесь задавать вопросы учителю: вам важно понимать, как идет учеба. Выполняйте рекомендации психолога, логопеда, дефектолога — дома закрепляйте их усилия. Например, если логопед дал упражнения для языка или советы по чтению, находите время ежедневно заниматься этим дома. Показывайте школе, что вы открыты к сотрудничеству, тогда учителя будут чаще делиться с вами успехами ребенка и совместно решать проблемы.
Единая линия воспитания дома и в школе крайне важна для подростка с ЗПР: когда требования и подходы согласованы, ему проще им следовать.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.