Рассказываем, как проявляется «кризис первоклашки» и на что обратить внимание родителям
Ребенок переходит из садика в школу, и взрослые ждут от него большей рассудительности и самостоятельности. А на практике выходит наоборот: первоклассник словно «откатывается» назад в развитии и забывает все, чему его учили. Детский психолог Вера Поветкина — о причинах этого возрастного кризиса и о том, как его пережить.
Биологические и социальные причины
Физически ребенок в этом возрасте меняется мало. В 4–5 лет прошел один период трансформации (конечности вытянулись, «младенческие» пропорции тела начали превращаться во взрослые), а до другого (подросткового) еще далеко. С мозгом дело обстоит иначе: в это время происходит скачок в развитии префронтальной коры. Окончательно «созревает» она примерно к 25 годам, но способность управлять своим временем и поведением появляется именно в 6–7 лет.
Раньше ребенку был нужен взрослый, который выстраивал бы его график и обо всем напоминал. В 6–7 лет некоторые задачи такого рода ребенок может решать самостоятельно.
В этом, собственно, и заключается психологическая готовность к школе. Ребенок способен спокойно высидеть урок, хорошо понимает инструкции, выполняет правила? Отлично, значит, готов.
Познавательные процессы становятся более упорядоченными, к «детскому» наглядно-образному начинает подключаться «взрослое» логически-абстрактное мышление. На новый уровень развития выходят речь, память, внимание.
Меняется роль ребенка в обществе. К нему предъявляют новые требования. Резко растет интеллектуальная и психическая нагрузка, и попробуй ее избежать: чтобы не пойти на уроки, нужна веская причина или справка от врача, тогда как детский сад можно было и прогулять.
Теперь родители, учителя и общество требуют от школьника соблюдать правила и сроки, управлять своим поведением, брать на себя ответственность. Новоиспеченный ученик постепенно осознает, что школа — вовсе не та волшебная картинка, которую он представлял себе в детском саду. Напротив, это обязательства и много труда. И еще — это надолго.
Прогресс в одном — регресс в другом
Детская психика реагирует на новую ситуацию некоторым регрессом. Взрослым может казаться, что в своем развитии первоклассник откатился назад: стал плаксивым и капризным, снова полюбил игрушки и мультфильмы, которые были интересны ему в более младшем возрасте. Не пугаемся: это нормально. Развивающийся мозг, можно сказать, эффективно распределяет ресурсы, и в то время, как одни его области выполняют большую работу и приспосабливаются к новым условиям, другие словно откатываются назад. Какая-то часть психики регрессирует до более раннего состояния, и это позволяет ей выдержать новую нагрузку.
Как выглядит такой временный регресс? Например, первоклассник приходит из школы и садится играть со старыми игрушками, просит включить «Малышариков» или почитать книжку категории «для самых маленьких». Не огорчайтесь — это хороший знак — и не препятствуйте. Запрещая такие вещи (мол, «ты уже большой/большая»), родители мешают психике ребенка естественным образом регулировать свои восстановительные функции.
Активным детям особенно важно после школы пойти на детскую площадку, побегать, покричать. Это дает разрядку, так необходимую после 3–4 уроков, когда нужно было сидеть на одном месте, позволяет снять напряжение, накопить ресурсы на следующий день.
Временный регресс в поведении 6–7-летки может проявляться и более жестко: ребенок становится раздражительным, во всем перечит взрослым, у него происходят вспышки агрессии. В школе, где обстановка новая, а вокруг много незнакомых людей, ребенок так себя не ведет, но зато во всю силу «выступает» рядом с членами семьи.
Это происходит из-за того, что детской психике сложно выдерживать школьную нагрузку. Полдня она справляется, а потом, когда ребенок оказывается в безопасном пространстве, дома, среди знакомых взрослых, происходит срыв. Родителям приходится нелегко. Тут важно спросить себя, в чем причина: ребенок сильно устает? Не справляется с нагрузкой? У него неприятности в школе?
У детей, склонных к тревожности и другим невротическим проявлениям, начало школьных занятий может вызвать нарушения сна или аппетита. Например, ребенок внезапно просыпается среди ночи, разговаривает во сне, а днем совсем не хочет есть. На других детей отрицательно влияет школьный шум. После уроков их мозг настолько активизирован, что и дома ребенок не может успокоиться. В обоих случаях важно учить успокаиваться, делать вместе расслабляющие упражнения.
Время для адаптации
Первые два месяца в первом классе, а то и полгода, — время адаптации к школе. Особенно важно понимать это родителям тех детей, которые пошли в школу во время эпидемии COVID-19.
Во-первых, детям передается тревожность родителей. Во-вторых, ученикам 2020 года трудно распознавать эмоции учителей и других взрослых, чьи лица скрыты за масками. Это затрудняет невербальную коммуникацию.
Задача взрослых в это время — не столько «впихивать» в голову ребенка новые знания, сколько терпимее относиться к его поведению, помогать наладить учебный ритм. Можно дополнительно напоминать ему, что пора сесть за уроки, ненавязчиво помогать собрать рюкзак на завтра.
Полезно найти занятие, которое поможет первокласснику сбрасывать физическое напряжение. Подойдут длительные прогулки на свежем воздухе или занятия в спортивной секции. Хорошо, когда дополнительное образование связано не с интеллектуальной, а с физической или творческой деятельностью. В идеале в течение дня ребенку в этом возрасте нужно и мозгами поработать, и сделать что-то руками, и дать нагрузку телу.
Переосмыслить и упорядочить опыт, полученный ребенком за школьный день, помогут наводящие вопросы родителей. Лучше избегать стандартного «Как дела в школе?», а задавать конкретные вопросы, например: «Какой момент в школе был для тебя самым интересным/запоминающимся?»
Поведение первоклассника кажется вам непонятным или раздражающим? Сохраняйте спокойствие. Последовательность и терпение — лучшие методы воспитания. Не зря считается, что родительская любовь особенно нужна ребенку как раз тогда, когда кажется, что он ее не очень-то и заслуживает.
Фото: Коллекция / iStock