background picturebackground picture

Как выбирают профессию подростки с инвалидностью

Особые дети

57

По сравнению со сверстниками они менее прагматичны, прислушиваются к мнению родителей и нуждаются в подробной информации

Чтобы дать особым детям и их родителям ощущение перспективы, убедить их, что жизнь особых детей не заканчивается в момент окончания школы, нужно для начала дать им возможность получать те профессии, которые им нравятся и доступны. Какими старшеклассники с ОВЗ видят свои профессиональные возможности, на какие трудности обращают внимание?

Специалисты ресурсного учебно-методического центра при Герценовском университете опросили в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 275 старшеклассников 10–12 классов — инвалидов по зрению, по слуху, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (все три категории были представлены в исследовании примерно в равных долях).

Представление о будущем: нет ясной картины 

«Когда мы говорим о профориентации, то заранее предполагаем, какие потребности есть у ребят, чего они хотят, а чего нет. Нам важно было посмотреть на проблему профориентации и вузовского образования глазами самих старшеклассников-инвалидов, — объясняет цели опроса проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Виталий Кантор. — С помощью мониторинга ­мы хотели выявить мотивацию выбора профессии, удобные формы обучения, определить источники получения информации о возможностях образования, понять, насколько подростки нуждаются в помощи специалистов при выборе профессии и в специальном оборудовании уже во время учебы».

Оказалось, что большинство подростков имеют довольно туманное представление о собственном профессиональном будущем. Лишь 27% старшеклассников точно могут сказать, какую профессию собираются осваивать и какой образовательный маршрут выберут после школы.

Остальные видят свое будущее в самых общих чертах (16,76%) или еще не определились с выбором (36,22%), а каждый пятый (19,45%) вообще не представляет, чем будет заниматься в будущем.

Мотивация: суть работы важнее денег и престижа

Больше половины (57,8%) опрошенных, говоря о выборе профессии, исходят из желания самореализации — они хотели бы, чтобы будущая работа отвечала их внутренним потребностям, увлечениям, хобби. На второе место они поставили доход (41,6%), а на третье — престиж профессии (считают важным 29,7%).

У нормотипичных (обычных) детей иерархия иная. Они при выборе профессии руководствуются в первую очередь прагматическими соображениями, их интересуют уровень зарплаты, статус, престиж.

«Мы видим разные приоритеты: особые дети обращают больше внимания на нематериальные стимулы в работе, они, можно сказать, более духовны».

Источники информации: родители авторитетнее интернета

Главным источником информации о профессиональных возможностях больше половины опрошенных ребят назвали своих родителей (53%). Мнение друзей и рекомендации учителей также имеют существенный вес для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

«Мы привыкли говорить о старшеклассниках как о сетевом поколении, которое всю информацию берет из интернета. Наши подопечные опровергли это утверждение: в части выбора профессии главный авторитет и источник информации для них — родители. И уже затем идет интернет, друзья и учителя (каждый вариант назвали от 21% до 26%)», — говорит исследователь.

При этом только 27,6% респондентов смогли назвать конкретные вузы, в которые хотели бы поступать. И это в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где есть выбор из 44 государственных вузов, не говоря о других возможностях.

Разные формы обучения: главное — сопровождение

Вопросы исследования касались и предпочтительной формы обучения. Оказалось, что 42% ребят предпочли бы очное обучение в инклюзивном формате, а 24% — очное обучение в группе со студентами с ОВЗ и инвалидностью.

Причем большинство инвалидов по зрению (63,8%) — сторонники инклюзии, 55% ребят с нарушениями слуха выбрали бы обучение в отдельной группе, а за дистанционное обучение высказались ребята-опорники (43%).

Что нужно сделать, чтобы облегчить обучение особым студентам? Большинство опрошенных назвали вовсе не пандусы, а социально-психологическое сопровождение (42,7%).

О необходимости специального оборудования для учебы и том, что они заинтересованы в помощи ассистента (тьютора), заявили по 38% учеников. И только каждый пятый говорил в первую очередь о создании доступной среды.

Нужна ли в вузах адаптированная учебная программа? Цифры показывают, что необходима. Подавляющее число старшеклассников с ОВЗ (77,3%) хотят учиться по адаптированной программе. К тому же для большинства участников опроса такая программа, приспособленная к их потребностям, — норма, они уже привыкли по ней учиться, отмечают исследователи.

Профессиональная ориентация: нужно больше разнообразной практической информации

«Полученные ответы означают, что нужно больше информировать школьников с инвалидностью о типах профессий, о содержании той или иной работы, об условиях труда и требованиях, которые предъявляются к кандидатам. Также необходимо предоставлять больше информации об образовательных возможностях в интересующей профессии или смежных областях труда, — говорит Виталий Кантор. — И в решение этих задач нужно включаться родителям школьников с инвалидностью — ведь они — главный авторитет для своих детей».

Авторы исследования также предложили выстраивать профориентационную работу (тренинги, игры, экскурсии, презентации, профконсультации) в групповом инклюзивном формате — с участием школьников с инвалидностью и их нормотипичных друзей и сверстников.

Вне зависимости от наличия ограничений выбор будущей профессии — всегда непростой этап в жизни подростка. Начать поиски можно с разговора в семейном кругу об ожиданиях и планах ребенка; чтобы найти возможности их реализовать, ребенку тоже потребуется помощь родителей.

  

Источники:

Выступление Виталия Кантора на конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность», 23 октября 2019 г.

В.З. Кантор, А.П. Антропов, Т.Г. Гдалина «Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе». Психологическая наука и образование, т. 23, № 2, 2018 г.

Поделиться в соцсетях