Задача тьютора — найти способы реализации желаний и способностей ученика
В привычном понимании тьютор — некто вроде помощника учителя, однако это не совсем так. Это фигура с гораздо более широкими и даже уникальными функциями в системе образования, считает доктор педагогических наук, профессор МГПУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.
Создать среду для поиска возможностей
В нашей системе преподавания часто реализуется узкий технический подход: чтобы освоить ту или иную область знания, нужно выполнить ряд конкретных действий. Например, чтобы освоить умножение, нужно учить таблицу и решать примеры. В то же время мы редко рассматриваем среду в качестве средства образования. А тьюторство отражает именно такой, средовой подход в педагогике. Это значит, что ребенка учит и воспитывает не школа, семья или даже улица — его формирует среда школы, среда семьи или среда улицы. При таком подходе к образованию фокус смещается с прагматического понимания содержания на более широкое — средовое.
В российском профессиональном стандарте тьютора, принятом в 2017 году, зафиксировано, что одна из задач тьютора — создание образовательной среды, в которой можно выявить интересы ребенка.
В такой среде ребенок может попробовать разное и найти то, что подходит именно ему. Например, отправиться в музыкальную школу и попробовать играть на разных музыкальных инструментах, чтобы понять, с каким инструментом ему хотелось бы продолжать занятия.
И уже когда интересы выявлены, каждый тьютор может сопровождать своего подопечного (тьюторанта) в его индивидуальной образовательной программе. В отличие от ассистента учителя, который помогает педагогу в его работе с учениками, тьютор создает условия для реализации образовательных интересов ребенка — а они есть у каждого вне зависимости от состояния здоровья. Тьютор работает не с образовательными стандартами и не с дефицитами ребенка (его сложностями и ограничениями), не занимается подготовкой к экзаменам. Главная задача такого специалиста — прислушиваться к образовательным желаниям ребенка и помогать находить способы реализовывать их.
Дать уникальное содержание образования
Тьютор — это специалист по индивидуализации образовательного маршрута ученика. Понятие индивидуализации нужно отличать от популярных терминов «индивидуальный подход» и «индивидуальная работа».
Принцип индивидуального подхода — передать одно и то же содержание, одну и ту же тему разным ученикам разными способами с учетом их восприятия, темперамента и других особенностей.
Индивидуальная работа — работа с одним ребенком, например, репетиторство. Но репетитор — не тьютор, он выполняет другие задачи: учит своему предмету и готовит к сдаче экзаменов. Точно так же индивидуально могут работать и учитель, и психолог, и другие специалисты.
Индивидуализация образования — это когда ребенок при помощи взрослого создает свою индивидуальную образовательную программу. Именно в этом и заключается суть тьюторского сопровождения: вместе с ребенком создать уникальную учебную ситуацию.
Допустим, у ребенка ДЦП, и мы обнаружили у него интерес к технике. Сегодня, даже если у ребенка работают только два пальчика, ему доступно огромное количество информации и ресурсов. У него уже появляется шанс интересно организовать свою жизнь. Дальнейшая работа тьютора — найти доступные кружки технического творчества (онлайн или офлайн), узнать, какие преподаватели готовы работать с этим ребенком. Затем, уже по мере прогресса — в каких олимпиадах и конкурсах можно участвовать. То же самое применимо к музыке, живописи, биологии, физике и любым другим областям знания.
Можно сопровождать ребенка и в области спорта: возможно, ребенок живет футболом, но он колясочник. И тогда тьюторская работа — узнать, что делается в этом направлении.
Может оказаться, что уже несколько лет проводятся международные соревнования по футболу на колясках! Ребенок, скорее всего, вообще об этом никогда не слышал, а теперь у него появляется цель — например, собрать команду и начать играть. Опять же, с помощью тьютора. Кстати, на мировых турнирах по теннису на колясках российские ребята стабильно занимают призовые места.
Области и этапы тьюторской работы
Если мы делаем ставку на средовую педагогику, чтобы обнаружить интересы ребенка и в каждом случае выйти на индивидуальное содержание, то первый шаг, как уже понятно из вышесказанного, — создать соответствующую, разнообразную среду и наблюдать за увлечениями своего подопечного. В реальности это сделать довольно сложно, потому что наша школа жестко привязана к ФГОСам, ЕГЭ и другим стандартам. Но даже в таких условиях можно работать и с одаренными детьми, и в инклюзивном образовании. Именно здесь тьюторская работа приносит наибольший результат. В инклюзивном образовании от ребенка, как правило, не требуют поступления в МГУ, поэтому у тьютора есть возможность раздвинуть рамки формального образования и создать образовательную среду таким образом, чтобы понять, что же ребенку на самом деле интересно.
Затем наступает второй, самый важный этап тьюторской работы: отразить детский образовательный интерес в индивидуальной программе. Этот этап называется образовательной навигацией и проводится в тесном сотрудничестве с ребенком. Когда тьюторант уже изучил различные возможности, приходит время обсудить их с тьютором и создать дальнейший маршрут своего обучения.
На этом этапе ученик берет на себя ответственность за свой выбор и начинает двигаться по своему образовательному маршруту.
Например, у ученика аутизм, и ему нравятся самолеты. Через это увлечение можно выработать конкретные предметные задания для него. Например, на уроке математики он может представить математическую модель самолета, а к уроку физики подготовить доклад, какие силы действуют на крыло. Тогда его интересы будут органично вплетаться в его обучение.
Следующий этап тьюторского сопровождения — масштабирование. Когда мы определили область интересов ребенка, нужно наметить следующие шаги и «масштабировать» зону применения полученных результатов. Если мы выйдем на более высокий уровень, то вплотную подойдем к таким вопросам, как выбор дальнейшего образования или даже профессии.
Тьютор как герой «другой» педагогики
Идеальная модель инклюзивного обучения — это своего рода «треугольник» специалистов, состоящий из учителя, дефектолога и тьютора. Тьютор не должен становиться помощником учителя или дефектолога, скорее между ними должна быть взаимопомощь.
Учитель преподает, дефектолог помогает преодолеть физиологические проблемы. А работа тьютора начинается с наблюдения за ребенком, за его интересами.
Привлекая к помощи учителей и родителей, затем он развивает этот выявленный интерес, обеспечивает его подходящими ресурсами. Тьютор — это тот специалист, который доносит до ученика сообщение: «Ты живой человек, у тебя есть свои интересы и смыслы, давай я помогу тебе найти себя в этой жизни».
Источник:
Выступление Т.М. Ковалевой на конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность», 23 октября 2019 года
Фото: Коллекция/iStock