Педагог о том, как воспитать патриота своей страны
В преддверии очень важного дня для всей нашей страны — 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы решили поговорить с вами о будущем России. О будущем семей, городов и сел, в которых вы живете, народов, к которым вы принадлежите, о будущем всех нас. Это будущее определят нынешние дети. То, какими они вырастут, принесет процветание и благополучие или трудности и проблемы российскому обществу и государству, нам с вами. О воспитании гражданина России сегодня рассуждает кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», доцент ГАОУ ВО МГПУ Наталья Полковникова.
Роль семьи
Жизнь не стоит на месте, современный мир стремительно меняется. Вместе с ним меняемся и мы с вами, взрослые люди, наши вкусы и привычки, отношения и взгляды. В этом постоянном, все ускоряющемся движении зачастую приходит ощущение внутренней пустоты, утраты чего-то важного и нужного каждому человеку, потребность во внутренней опоре. Эта опора — семья.
Каждая семья живет по своим правилам. Для детей правила устанавливают взрослые. Когда дети вырастают, они обустраивают жизнь собственной семьи по уже привычному укладу. Так из поколения в поколение в каждой семье, в каждом доме передаются семейные ценности и традиции.
Ценности — слово, понятное каждому. Это то, что важно, значимо, то, за что готов заплатить высокую цену, многое отдать.
Заглянув в свое сердце, пожалуй, каждый увидит среди самого важного свою жизнь, жизнь своих детей, жизнь близких, вообще жизнь человека. Ценность своей жизни и жизни другого позволяет нам быть людьми, это гуманистическая ценность, в нее заложена главная характеристика — ведь homo означает «человек».
Для совсем еще маленького ребенка безусловная ценность — его мать. Без ее заботы и любви младенцу не выжить. Так сразу после рождения в ребенке проявляется гуманистическая, человеческая суть, которая выражается в ценности другого человека.
Когда малыш чуть подрастет, значимыми, ценными для него людьми станут отец, братья и сестры, бабушки и дедушки, родные и домочадцы. Все, кого привычно называют «моя семья».
Для дошкольника ценность семьи — в общих разговорах, играх, домашних делах, прогулках и праздниках. Взрослые на вопрос о том, что они считают ценностью, часто называют семью. Семью крепкую, дружную, поддерживающую и понимающую. Семью, где каждый поможет словом и делом, порадуется успехам, посочувствует, если нужно.
Роль страны и народа
Кроме семьи, в круг которой входят родственники, ближние и дальние, у каждого человека есть «большая семья». Это народ, которому он принадлежит, народ, в культуре которого воспитывались его предки и на которой вырос он сам. В большой семье родного народа у подрастающих поколений складываются ценности самого высокого уровня: патриотизм и гражданственность, историческая память народа и преемственность поколений, служение Отечеству и ответственность за судьбу Родины.
Российское государство заботится о воспитании маленьких граждан. Сегодня в детских садах развитие детей опирается на национальные духовно-нравственные ценности, отечественные исторические традиции и национальную культуру. В своей работе воспитатели формируют у дошколят ценностное отношение к миру, заботятся, чтобы с первых лет жизни дети знали, что хорошо, что плохо, получали первый опыт поступков на основе своего понимания ценностей. Дошкольные работники понимают, что без поддержки, без действенной помощи родителей их труд будет напрасным.
Воспитание гражданина невозможно вне семьи. Поэтому педагоги детского сада приобщают своих воспитанников не только к ценностям государства и общества, но и к традициям семьи, учитывают этнокультурные особенности семьи каждого ребенка.
Рассматривая карту нашей страны, раскинувшейся, как поется в гимне, «от южных морей до полярного края», мы осознаем ее величие. Одновременно с этим видим разные ландшафты, которые создают и «вскармливают» многообразие народов России. Каждый из этих народов уникален, не похож на другой, даже если они живут бок о бок. Одновременно существует общее, то, что объединяет все народы нашей страны. Это общее государство и общие российские традиционные духовно-нравственные ценности. Те самые, которые мы с вами называли: жизнь человека, крепкая семья, Родина и другие.
Роль культуры
Общее для каждого народа и то, что, воспитывая ребенка, родители желают ему здоровья, счастья, благополучной жизни, хотят, чтобы он продолжил свой род, стал отрадой для того, с кем свяжет свою судьбу, их помощником на старости лет. Когда замечают, что ожидания не оправдываются, родители обращаются к специалистам, педагогам и психологам. Их рекомендации, несомненно, профессиональны, а советы эффективны. И в то же время народная культура, традиции воспитания — не менее, а порой и более глубокий источник педагогических знаний для семьи. Источник, проверенный веками и тысячелетиями существования человечества, но подзабытый в суете дней. Народная культура помогает растить детей, которые любят свою семью, знают и уважают историю и традиции своей Родины.
Где бы ни жила семья, в большом городе или в маленьком селе, воспитание ребенка в духе народной культуры начинается, как только малыш появляется на свет.
Родная культура «врастает» в него с колыбельной матери, со словами на родном языке, которые он слышит, с традиционными предметами и народными игрушками, наполняющими пространство жизни ребенка. Родная культура «входит» в младенца в национальных обычаях при бытовых ритуалах кормления, пеленания, купания, в обрядах, которые сопровождают значимые этапы, например, имянаречение.
Первый год жизни малыша, возраст, который принято называть младенчеством, важен, чтобы ребенок научился понимать слова, которые обращают к нему взрослые. Среди этих слов главное — его имя.
Статистика утверждает, что мода на зарубежные или несвойственные своему народу имена осталась в прошлом. Современные родители все чаще называют детей традиционными национальными именами, именами предков, например дедушек и бабушек. Выбор имени зависит от ценностей семьи, от ожиданий, которые родители вкладывают в ребенка, от их надежд на его будущее. Имя — основа становления этнической идентичности, понимания и утверждения человеком себя как части своего народа. Выбор ребенку имени — первый ответственный шаг родителей в воспитании гражданина.
Мама и Родина
Еще одно важное слово, которое осваивает малыш до года, это слово «мама». Слово «мама» похоже звучит на языках многих народов. Мама для младенца — любовь и доброта, красота и радость, забота и благополучие. Бывает, что не у каждого есть родная мама, но материнский образ, в котором отражены черты, особенности матери, обязательно должен сложиться у ребенка в младенчестве. «Мамой» может быть бабушка или старшая сестра, мачеха или женщина, которая берет ребенка на воспитание.
Вот только, как известно из детской песни, папа мамой не может быть. Как бы современные мужчины ни любили своих детей, как бы ни включались в традиционно «женские» дела по уходу за ребенком, чтобы освободить время матери для общественной жизни или любимых занятий, для карьерного роста или заработка на «хлеб насущный», отец не может заменить ребенку мать. Семья, в которой люди делятся по своему полу на мужчин и женщин, — это семья, традиционная для россиян, для всех народов, населяющих Россию. В такой семье у ребенка изначально складываются образы матери и отца, женщины и мужчины.
Со временем, уже в дошкольные годы, образ матери станет для ребенка основой образа Родины.
Из народных сказок, стихов, рассказов, песен дошкольник узнает, что с древности времена тяжелых испытаний для народа нашей страны связаны с обращением к родной земле, с защитой Родины-матери, упрочением ее силы и могущества. Создание у маленького ребенка образа женщины-матери — второй значимый шаг семьи в воспитании гражданина.
Мир вокруг
Говорят, что быстро растут только чужие дети, свои подрастают медленно. Младенец постепенно учится поворачиваться, сидеть, ползать, стоять, пытается ходить. Для всех этих действий нужно место. В младенческом возрасте ребенок осваивает домашнее пространство. Сначала оно ограничено кроваткой — колыбелью, потом становится все шире, охватывает комнату, дом, родной двор.
В освоении окружающего пространства младенцу нужен помощник — родитель. Мать или отец помогут увидеть вокруг что-нибудь интересное, добраться до желанного предмета, хорошенько осмотреть все вокруг с высоты, когда ребенок на руках у взрослого, защитят в случае опасности. С помощью взрослого детское окружение наполняется тем, что воспитывает, учит, развивает ребенка. Это первые игрушки, предметы, которые малыш видит вокруг себя, природа.
Народные игрушки, народные музыкальные инструменты, традиционные предметы быта и домашняя утварь вводят ребенка не только в мир людей, но и в родную культуру.
Ремесленники из разных мест, представляющие разные народы, придумали и сделали множество вещей, которые необходимы человеку с первых дней жизни. Эти вещи соответствуют самым высоким требованиям наших современников: экологичны — изготовлены из природных материалов, функциональны — используются в быту постоянно, эргономичны — удобны тем, для кого предназначены, взрослым или детям определенного возраста, декоративны — украшают дом, создают эстетику быта. А еще эти вещи, которые называют предметами народного декоративно-прикладного искусства, — отличные инструменты для воспитания детей.
Народные игрушки и предметы быта, украшенные национальными узорами, сами по себе вызывают в маленьком ребенке стремление взаимодействовать с этими привлекательными объектами, стимулируют интерес к познанию. То есть несут в себе развивающий потенциал. Хорошо, когда родители поддерживают эту детскую активность, создают особенную, яркую, позитивную эмоциональную атмосферу.
Здесь взрослым помогает фольклор. Например, пестушки (от слова «пестовать» — взращивать). Сегодня еще можно услышать наполненное теплотой «я его выпестовала». Или потешки, или песенки, или прибаутки, или игры-забавы, да много чего еще придумано народом для малышей. Все это обращено к младенцу, все это несет в традиционной культуре воспитывающий и обучающий, педагогический смысл. А еще, как были уверены наши предки, служит «заговором» от бед, имеет силу непременно сбывающихся добрых пожеланий ребенку на долгую и счастливую жизнь в родном краю. Создание вокруг маленького ребенка пространства, наполненного народной культурой, — это третий шаг семьи в воспитании гражданина.
Слова и отношения членов семьи, предметы и пространство, которые составляют детский мир, передают малышу ценности взрослых. Эти ценности впитываются ребенком, врастают в ребенка, становятся частью детской личности, проявляются в характере, в ежедневном поведении. Хотят родители этого или нет, понимают или нет, они каждую минуту воспитывают своего ребенка. Мы увидели, как уже в первый год жизни ребенка шаг за шагом родители воспитывают в нем гражданина.