background picturebackground picture

Кто поможет выбрать профессию ребенку с ОВЗ

Особые дети

414

Задачи профориентации меняются в зависимости от возраста

Подростку с ограниченными возможностями здоровья, не всегда легко определиться с будущей профессией. На помощь приходят педагоги, психологи, врачи и близкие люди. Вместе со специалистами можно подобрать профессиональную сферу с учетом особенностей развития, возможностей организма и личных интересов.

В ноябре 2018 года Министерство просвещения России назвало самые популярные профессии и специальности, которые выбирают дети с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в колледжи. Больше других востребованы профессии повара, автомеханика, айтишника, экономиста и бухгалтера. Также в топ популярных вошли медицинский социальный уход, малярное дело, обработка текста, профессии портного и массажиста.

Профориентация справедливо считается одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа, которую следует начинать, как только человек начинает задумываться о выборе профессии. Задача профориентации — выявить наиболее подходящие для человека виды труда, а помочь в этом могут специалисты, в первую очередь — психологи.

Консультанты на пути к будущей профессии

Основной шаг на пути к будущей профессии — профессиональная консультация. Ее проводит психолог или педагог-психолог. Специалист выявит физиологические и психологические особенности человека, расспросит о профессиональных и личных интересах и подберет область, подходящую по медицинским и психологическим требованиям к работнику. А еще подскажет, на какое направление лучше поступить в колледж или ВУЗ. В результате этой работы подросток начинает осознанно и самостоятельно строить личный профессиональный план и определять способы его воплощения в жизнь.

В профориентационную работу с особыми подростками наряду с психологом (педагогом-психологом) включаются и другие специалисты: тьютор, социальный педагог, учителя, педагоги дополнительного образования. Так, тьюторы способствуют развитию профессиональных интересов и мотивации своих подопечных, учителя и педагоги допобразования знакомят с различными видами труда и требованиями, предъявляемыми к представителям той или иной профессии. Социальные педагоги помогают составить реалистичную картину будущей профессии и при необходимости корректируют самооценку подростков.

Задача администрации школы в процессе профориентации — организовать адаптированную для детей с ОВЗ образовательную среду и систему профориентационного сопровождения, способствовать построению индивидуальных образовательных маршрутов, организовывать доступность индивидуальных занятий с психологом, логопедом и дефектологом.

Чтобы сделать вывод о возможности заниматься тем или иным видом труда, специалисты определяют уровень умственной и физической трудоспособности, состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной и интеллектуальной сферы. Они оценивают уровень развития речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности; отслеживают изменения социально-психологического статуса человека, связанные с заболеванием, травмой или нарушением развития.

При оценке возможности овладеть той или иной профессией в каждом случае учитываются как медицинские критерии (характер и течение заболевания, степень компенсации нарушения, прогноз состояния), так и социальные: образование, профессиональная подготовка, предполагаемый характер и условия труда.

Этапы профориентации в разном возрасте

С учетом психологических и возрастных особенностей детей выделяют несколько этапов профориентационной работы:

В младшей школе задача педагога — помочь формированию у своих учеников ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе. Педагоги стимулируют в своих подопечных включенность в различные виды деятельности: социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

В 5-7 классах упор делается на развитии у школьников интереса к профессиональной деятельности. В этом возрасте формируется представление о собственных интересах и возможностях, приобретается базовый опыт в различных сферах: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.

Ученики 8-9 классов уточняют свой образовательный запрос в ходе факультативных занятий, а групповые и индивидуальные консультации постепенно подводят к решению о выборе того или иного профиля обучения. Таким образом формируется образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям детей.

В 10-11 классах основной упор делается на оценке готовности к выбранной деятельности, формировании профессиональных компетенций, а при необходимости — коррекции профессиональных планов.

Родители как главные помощники

Ведущая роль в выявлении склонностей принадлежит учителю, но самое сильное и длительное влияние на выбор будущей профессии оказывает семья. Родители — первые воспитатели и советчики ребенка, они лучше, чем кто-либо другой, знают устремления своих детей, их способности и особенности. Поэтому подмечать интересы и склонности своего ребенка, направлять и развивать их необходимо с раннего детства. Сложно, но необходимо научиться отличать неустойчивые и неглубокие интересы ребенка от стойких и укреплять последние. При этом, рекомендуя ребенку ту или иную профессию, не стоит навязывать ему собственные представления. Непродуманный выбор профессии приведет к низкой успеваемости, неудовлетворенности работой и последующей переквалификации.

Больше возможностей с каждым годом

Кстати, популярность профобразования среди людей с ОВЗ растет: так, в 2018/2019 учебном году в колледжах обучалось 23,6 тысяч человек — в полтора раза больше, чем в 2015 году. Кроме того, выросло число особых ребят, поступивших в техникумы: 7800 человек, что на 800 человек больше, чем годом ранее. С 2015 года в России проводится чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс», задача которого — повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования среди инвалидов. Это своего рода аналог известного чемпионата WordSkills для людей с ОВЗ.

                                                       

Источники:

Интеграция общего и профессионального образования как условие эффективного формирования профессиональных компетенций у молодых людей с инвалидностью. // Вовненко К. Б., Кремнева С.Н., Поташова И. И. Сопачева Т. А./ Среднее профессиональное образование, № 2, 2016. С.36-42.

Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник для студентов учреждений высшего образования. Богданова Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Под редакцией Т.Г. Богдановой. Москва, «Академия», 2014.

Сборник сценариев профориентационных мероприятий — победителей конкурса «От идеи к проведению».

Федеральный методический центр среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Поделиться в соцсетях