background picturebackground picture

Дети и летний отдых

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

5

Как организовать досуг для разных возрастов

Летняя пора ассоциируется с новыми открытиями и эмоциями, с ощущением свободы и приключений. И перед родителями встает вопрос, как организовать летний отдых, ведь хочется, чтобы ребенок не сидел целыми днями дома, а отдыхал и одновременно проводил время с пользой. Ольга Саломатова, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, рассказывает, что надо учесть родителям при планировании летнего досуга.

Базовые правила

При планировании летнего отдыха важно учитывать ряд базовых правил, которые актуальны для детей любого возраста.

Как можно больше времени проводить на свежем воздухе

Если у вас ребенок до 3 лет, то отличным времяпрепровождением станут неспешные прогулки по парку, когда у малыша будет возможность внимательно изучить все вокруг, потрогать растения, камни. Если ребенок дошкольного возраста, то отлично подойдут активные игры на свежем воздухе. Если у вас младший школьник или подросток, то к активным играм добавляются туристические походы.

Не нагружать ребенка учебными занятиями

Даже если ребенок не блистает знаниями, не стоит сажать его летом за учебники, чтобы «нагнать школьную программу». Летом допустимы занятия, но в небольшом объеме — не более 1–2 часов ежедневно.

Обязателен режим дня

Чем младше ребенок, тем больше от соблюдения режимных моментов зависит нормальное функционирование его организма, а вместе с ним и позитивное настроение. Для школьников режим тоже важен.

У ребенка летом должно быть свободное время

Свободное время — это время, которым ребенок распоряжается сам. И да, он может поиграть в это время в телефоне — это его выбор. А может почитать книгу, поболтать с друзьями, порисовать или просто поваляться на диване. Свободное время — это не весь день, а пара часов в день. В остальное время у ребенка должны быть какие-то активности.

Совместное планирование летнего отдыха

Планировать летний отдых необходимо вместе с ребенком, учитывая его интересы и увлечения. Особенно это правило касается младших школьников и подростков. При выборе летнего лагеря обязательно стоит принимать во внимание мнение ребенка — и, если он не хочет туда ехать, придумать вместе с ним альтернативный вариант.

Отдохнувшие родители — счастливый ребенок

При планировании детского отдыха не стоит забывать и об отдыхе родителей. Дети очень хорошо считывают родительские эмоции, поэтому очень важно, чтобы и родители летом полноценно «перезагрузились».

Теперь немного о планировании летнего отдыха, исходя из возрастно-психологических особенностей детей.

Если ребенок — младенец

Самое важное для ребенка до года — это общение с мамой. Если молодые родители планируют поездку или перелет в отпуск, то лучше взять младенца с собой, а не оставлять его на попечение любящих бабушек или няни. Однако для младенцев все же лучше не выезжать летом из привычной климатической полосы, так как маленькие дети могут остро реагировать на смену климата.

Чем можно заняться летом с младенцем?
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе в коляске или в слинге. Однако не стоит находиться с младенцем под прямыми солнечными лучами, лучше выбирать рассеянный солнечный свет и обязательно использовать головной убор.
  • Можно устроить пикник. Возьмите с собой плед и игрушки для малыша.
  • Купайте малыша в бассейне, в речке или в море. Это развивает моторные навыки ребенка и закаляет его.
  • Чтобы малыш чувствовал себя комфортно во время отдыха, старайтесь сохранять привычный режим сна и кормления.

Если ребенку от 1 года до 3 лет

В этом возрасте ребенок активно познает мир и переназначение окружающих его предметов, поэтому ребенку раннего возраста важно получить как можно больше тактильного опыта: посидеть в песочнице, поиграть с водой, потрогать листики и плоды, погладить животных и т. д. Подобные занятия требуют контроля и внимания со стороны родителей, так как ребенок еще не знает, что пчела может больно ужалить, а к бездомной кошке лучше не подходить.

Чем можно заняться?
  • Неспешные прогулки в разных локациях: в парке, в лесу, на пляже. Очень важно позволить ребенку исследовать окружающий его мир: собирать камешки или травинки, топать по лужам, мять в руках листики и т. д. Если есть возможность, лучше гулять босиком.
  • Прогулки на детских площадках. Развитие крупной моторики не менее важно для ребенка. Можно и нужно много лазить и бегать. Организуйте игры с мячом или с песком.
  • Отдыхайте на берегу водоема. Игры с водой, собирание ракушек и камешков увлекают ребенка.
  • Знакомьте ребенка с миром животных и птиц. Можно сходить с ним в зоопарк, контактный зоопарк или парк, где домашние животные свободно гуляют. Помните, что лучше долго постоять у нескольких клеток и внимательно изучить пять животных, чем обежать всю территорию. Отдельным плюсом будет возможность погладить животное (здесь важно соблюдать технику безопасности и рекомендации персонала).

Если ребенок — дошкольник

Дошкольнику летом важно создать условия для игры, потому что именно в игре дети развивают речь, внимание, воображение и социальные навыки. Какие же условия нужны для игры?

Много свободного времени

Не 15 или 30 минут, которые обычно отводятся на игру в детском саду, а 1,5–2 часа.

Другие дети

Дошкольнику сложно долгое время играть с самим собой или со взрослым, а когда детей двое или трое, они сами договариваются друг с другом и могут играть довольно продолжительное время.

Различный бросовый материал

Ребенку нужны палки, куски ткани, веревки и т. д. Все это под влиянием коллективного детского замысла превращается в домики, одежду, предметы быта и т. д.

Отсутствие видимого контроля со стороны взрослых

Дошкольники стесняются играть, когда за ними пристально наблюдают. Присматривать за детьми, безусловно, необходимо, но находясь на некотором отдалении и стараясь не вмешиваться в их игру (если, конечно, речь не идет о безопасности).

Чем можно заняться с дошкольником, помимо игр?
  • Сходить на экскурсию. Важно выбирать подходящую тему и формат. Не стоит ходить на мероприятия, которые продолжаются более часа. По окончании обязательно спросите, что запомнилось ребенку, что его удивило.
  • Старшие дошкольники с интересом ходят в походы выходного дня. В таких походах они приобретают новые навыки.
  • Разнообразные квесты, особенно на свежем воздухе.
  • Чередуйте разные активности. Можно в начале лета создать календарь, где каждую неделю посвятить какой-то одной теме. Например, одна неделя посвящена изучению растений. Можно спланировать поход в ботанический сад, а потом посмотреть обучающие фильмы. Следующая неделя может быть посвящена робототехнике, а третья неделя — спорту и т. д.
  • Дошкольника можно на непродолжительное время оставить на попечение бабушек или няни — например, на даче или в деревне. Ребенок может по мере сил помогать ухаживать за огородом или домашними животными.

Если ребенок — младший школьник

Здесь главное — помнить, что за плечами школьника целый учебный год, в течение которого он занимался в школе, посещал кружки и секции. Это серьезная нагрузка для всего организма! Первые пару недель после окончания учебы лучше всего дать ребенку возможность отоспаться и ничего не делать. «Ничегонеделание» поможет перезагрузиться и переключиться на новые летние активности.

Чем можно занять младшего школьника?
  • Активные игры на свежем воздухе. Ребята с удовольствием играют в футбол, волейбол, бадминтон и др.
  • Летние лагеря. Сейчас существуют лагеря разного формата. Если ребенок боится ехать куда-то один, то можно начать с дневного городского лагеря. Не стоит отправлять ребенка в лагерь на все лето или против его воли.
  • Разнообразные квесты и походы одного дня. Если формат допускает и сам ребенок не возражает, то лучше отпускать ребенка на такие мероприятия одного. Ребенок чувствует себя взрослым и учится справляться с трудностями самостоятельно.
  • Обязательно чередуйте различные активности и поездки. Младшим школьникам всегда хочется новых впечатлений, им скучно долгое время заниматься чем-то одним. При планировании летнего отдыха обязательно советуйтесь с ребенком.
  • Проводите время вместе с ребенком. Например, совместная велосипедная прогулка или кинотеатр под открытым небом надолго запомнятся ребенку. Перед подростковым возрастом чрезвычайно важно поддерживать доверительные отношения, поэтому любая совместная деятельность важна и полезна.

Если ребенок — подросток

Подростки, как и младшие школьники, остро нуждаются в отдыхе и «ничегонеделании» в течение нескольких недель по окончании учебного года. Эта потребность еще острее, если подросток сдавал выпускные экзамены. Важно помнить, что каждый человек отдыхает по-своему: кому-то надо зарыться в теплое одеяло, а кому-то хочется потанцевать или посидеть с друзьями. Необходимо поговорить с подростком о его предпочтениях и пожеланиях и помочь организовать соответствующий вариант отдыха.

Подросткам в силу возрастных особенностей развития свойственно пробовать себя в различных социальных ролях. Лето — отличное время, чтобы реализовать эту потребность. Для этой цели отлично подойдут участие в разнообразных мастер-классах, тренингах, волонтерство или подработка.

Чем можно занять подростка?
  • Спортивные активности: футбол, баскетбол, плавание, танцы, йога, фитнес и т. д.
  • Спортивные сборы. Если подросток уже несколько лет занимается спортом, то летние спортивные сборы — отличная возможность не только повысить квалификацию, но и поближе познакомиться с другими спортсменами.
  • Летние лагеря. Для подростка летний лагерь — возможность стать самостоятельным и независимым. Родителям важно ответственно подходить к выбору летнего лагеря.
  • Многодневные туристические походы. В турпоходах подросток учится преодолевать трудности, приобретает ценный опыт организации быта в экстремальных условиях. Он учится выстраивать отношения со сверстниками и руководителями группы.
  • Участие в волонтерских проектах. Старшие подростки активно подключаются к различным благотворительным организациям и помогают нуждающимся на волонтерских началах. Такая помощь позволяет подростку менять социальные роли и ощущать себя нужным.
  • Летняя подработка. Российское трудовое законодательство разрешает работать с 14 лет. Первые деньги, заработанные своим трудом, — важный шаг в социализации подростка. При устройстве на работу важно убедиться в соблюдении работодателем трудового законодательства.
  • Поездки и путешествия с друзьями или семьей.
  • Работа над личными проектами. Это может быть написание песни, создание личного блога, изготовление украшений или декора и т. д.

Хорошего вам летнего времяпрепровождения!

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях