background picturebackground picture

Профессиональные возможности при разных особенностях развития

Особые дети

49

Выбрать профессию с учетом медицинских ограничений помогут службы занятости, общественные организации и фонды

Существует немало профессий, которым могут обучаться люди с разными особенностями развития. Помешать учиться и работать по избранной специальности могут в первую очередь медицинские противопоказания. В остальном можно считать, что все, что не запрещено, то разрешено. Вопрос в том, как сориентироваться на рынке труда?

К общим медицинским противопоказаниям относятся, в частности, врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем; последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени; заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями; психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Рекомендуемые виды деятельности

При выборе профессии для подростков с ОВЗ можно учитывать методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Они разработаны по результатам анализа и экспертной оценки международных и российских нормативных документов, а также российского и зарубежного опыта в сфере трудовой и профессиональной деятельности инвалидов. Перечень носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях.

Методические рекомендации могут быть основой для:

  1. подбора инвалидам видов трудовой и профессиональной деятельности; таким подбором занимаются специалисты, которые работают в учреждениях медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), реабилитации инвалидов, образования, в службах занятости;
  2. помощи общественным организациям инвалидов в вопросах профориентации и трудоустройства;
  3. рационального трудоустройства инвалидов;
  4. координации работы специалистов службы занятости, учреждений МСЭ и учреждений реабилитации по созданию условий для эффективного трудоустройства инвалидов.

Ресурсы для профессионального образования и трудоустройства

Обширный материал по вопросам профессионального образования и трудоустройства лиц с разными ограничениями по здоровью можно найти на сайте о реабилитации инвалидов aupam.ru.

Соискатель с инвалидностью может зайти в раздел «Трудоустройство инвалидов» интернет-портала «Работа в России» и посмотреть актуальные вакансии в своем регионе. Как правило, это не только рабочие вакансии, но и предложения для специалистов с высшим образованием: педагогов, социальных работников, инженеров, менеджеров, экономистов.

Для жителей Москвы может быть полезен справочник московских организаций, которые способствуют трудоустройству инвалидов. В нем представлена информация по трудоустройству, образовательным организациям и специальностям, по которым можно получить образование людям с ОВЗ.

Еще в Москве работает специализированный центр занятости «Моя карьера». В этом центре действует специальная программа профессионального развития и трудоустройства для лиц с инвалидностью «Доступная работа».

Поддержкой в вопросах профессионального образования и трудоустройства также занимаются общественные организации, например, РООИ «Перспектива». Сотрудники помогают инвалидам найти работу на открытом рынке труда, а работодателю – получить квалифицированного сотрудника. Благодаря им трудоустроены более 800 соискателей с инвалидностью. И это не просто запись в трудовой книжке, а интересные обязанности, профессиональный рост и адаптация на рабочем месте. Услуги по поиску работы для людей с инвалидностью здесь оказывают бесплатно.

На сайте Всероссийского общества глухих есть перечень колледжей и вузов России, которые принимают на обучение абитуриентов с нарушениями слуха. Также информация об учебных заведениях, доступных для глухих и слабослышащих студентов, размещена на порталах информационной и методической поддержки среднего профессионального образования и высшего образования.

На сайте Всероссийского общества слепых также имеется перечень предприятий (более 150 по всей России), на которых работают люди с нарушениями зрения.

Много полезной информации, в том числе по образованию и трудоустройству людей с расстройствами аутистического спектра можно найти на сайте Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», а также на сайте центра «Антон тут рядом».

  

Источники:

Справочник профессий (специальностей) для детей с ограниченными возможностями здоровья. – Омск, 2013.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах, № АК-44/05вн от 08.04.2014 г.

Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Поделиться в соцсетях