background picturebackground picture

Как увлечь особого ребенка рисованием

Особые дети

3

Играем, рисуем, рассказываем сказки и разминаем пальчики

Обучение ребенка с интеллектуальными нарушениями графическим умениям — сложная и продолжительная по времени педагогическая задача. Зато и отдача от этих занятий очень велика. Рассказывает Елена Кинаш, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики.

Время открытий

Привлекая маленького ребенка к рисованию, вкладывая ему в руку сначала мелок, затем фломастер или карандаш, взрослый настраивает малыша на настоящие открытия. Как много можно сделать интересного и нового, водя рукой с пишущим предметом по разным поверхностям, будь то лист картона, бумага, мольберт или доска!

Как и в любой детской деятельности, тут важно не упустить сензитивное время, поймать момент, когда ребенок проявит интерес к графическим действиям с карандашом или мелком. Безусловно, ребенку нужно будет внимание и участие взрослого.

Разминаем пальчики

Полезно включать в занятия с ребенком разминку пальчиков, пальчиковые игры с речевым сопровождением. Взрослый может применять специальные приемы, чтобы привлечь внимание ребенка к действиям с собственными ручками. Для активизации ручных мышечных усилий ребенка и переключения мелких моторных действий хорошо бывает играть с шариками, мелкими мячиками, колечками, колпачками, камешками и другим природным и счетным материалом.

Игры со взрослым сделают занятия увлекательными и привлекательными для малыша. Они помогут привлечь интерес ребенка к совместному рисованию.

Рисуем вместе: сказка, краски, трафарет

Формирование графических умений у ребенка необходимо начинать с раннего детства и продолжать весь дошкольный период. Как это делать?

Сначала взрослый вместе с маленьким ребенком рисует карандашами или фломастерами дорожку, домик для героя сказки, елочку, лесенку, заборчик, следы зверюшек на тропинке, как бы оживляя персонажей сказки, которую недавно прочитали малышу.

Затем можно проиграть сказку с реальными игрушками (деревянными, картонными или резиновыми), можно использовать настольный детский кукольный театр. Берем игрушку-персонаж и вместе с ребенком рисуем разные истории: вот тропинка в лесу, вот елочка зимой, теремок для зверюшек, большая репка, золотое яйцо курочки Рябы и тому подобное.

Полезно учить ребенка обводить трафареты, изображающие животных, птиц, овощи, фрукты, транспорт. Можно показать ему, как заштриховать получившуюся фигуру — полностью, с интервалом, по вертикали, по горизонтали или с различным наклоном (вправо, влево). Если ребенку трудно удержать в руке карандаш или фломастер, берем мелки и начинаем рисовать на мольберте вертикальные линии — дождик, дорожки, веревочки к шарикам.

В какой-то момент можно дать ребенку большие листы бумаги, чтобы у него был размах, ощущение свободы в движениях с пишущим предметом. Детей эти занятия быстро увлекают.

Можно использовать наборы красок (гуашь, акварель), но надо учитывать, что здесь техника работы будет иная — примакивание, легкое прикосновение кисти к листу, проведение разных линий, наполнение кисти краской и так далее.

Такие занятия проводят сначала недолго, буквально 2–5 минут, а потом постепенно увеличивают время до 10–20 минут.

В школе пригодится

Все эти навыки и умения пригодятся ребенку позже. Когда он пойдет в школу, ему будет гораздо легче учиться писать буквы, а ведь для первоклассника самое сложное — это овладение навыками письма.

Желаем родителям любви, терпения, стараний и, главное, — желания помочь своему ребенку полюбить рисование.

Дополнительно: 

5 книг о семьях, где есть дети с особенностями

Как родители особых детей могут улучшить жизнь своей семьи

Игра в жизни особого ребенка

В чем нуждаются братья и сестры особых детей 

Поделиться в соцсетях