background picturebackground picture

Как родители особых детей могут улучшить жизнь своей семьи

Особые дети

319

Для этого нужно знать права детей, сотрудничать со специалистами и объединяться с другими родителями

Право на обучение в детском саду и школе имеет каждый российский ребенок, независимо от состояния здоровья и места жительства. У детей с особенностями здоровья есть и другие права, но далеко не все родители знают о них и умеют пользоваться возможностями.

На вопрос «Знаете ли вы свои права и права своего ребенка?» всего 26,3% родителей детей-инвалидов ответили «да», а 66,9% опрошенных признали, что нуждаются в консультации. Таковы данные исследования,  проведенного Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов (ВОРДИ). Почти 40% родителей хотели бы, чтобы их ребенок проходил инклюзивное обучение в общеобразовательной школе или общеразвивающем детском саду. Но куда обратиться и с чего начать, большинство из них не знают.

Кроме того, у родителей детей с ОВЗ часто нет веры в успех, в результативность их действий. «Нам все равно никто не поможет», «Это ни к чему», «Мы уж лучше сами как-нибудь». Такие мысли и настроения в корне неверны, ведь основная роль в развитии ребенка и его социализации принадлежит родителям. Если родители ребенка с ОВЗ будут активно участвовать в его воспитании и обучении с самого раннего возраста, они смогут существенно повысить качество жизни всей семьи.

Задачи родителей

Эксперты утверждают, что даже при наличии специальных условий для обучения особых детей дать им качественное образование без активного участия родителей очень сложно. Проблемы ребенка обычно становятся заметными при поступлении в школу, и тогда родители обращаются к специалистам: логопедам, дефектологам, психологам.

Согласно данным ВОРДИ, 72,3% особых детей до 7 лет не обучаются нигде (28% — дети от 0 до 3 лет, 44,3% — дошкольники). А ведь этот период можно использовать для развития и подготовки ребенка.

Часто к трудностям в социализации особых детей приводят неприятие таких детей в обществе и настороженное отношение к инклюзии со стороны родителей тех школьников, в класс к которым приходят дети с особенностями развития. Главная задача родителей особых детей — включить ребенка во внешний мир и наладить отношения со сверстниками. Это одна из важных тем для общения между родителями и педагогами.

Взаимодействие родителей и специалистов

В некоторых российских регионах педагоги и психологи, работающие с детьми с ОВЗ, создают специальные клубы и сообщества для родителей таких детей. Они считают, что только в тесном взаимодействии с семьей можно добиться положительных результатов. Такие объединения решают важные задачи:

  1. помогают родителям осознать их роль главного участника педагогического процесса;
  2. способствуют осознанному принятию ответственности;
  3. активно приобщают родителей к развитию познавательных способностей детей, формированию личности ребенка;
  4. укрепляют сотрудничество педагогов и родителей.

Основная цель сотрудничества — показать родителям их зону ответственности и убедить в эффективности их усилий, направленных на поддержку и развитие ребенка. 

Работа подобных родительских клубов проводится по разным направлениям: подготовка детей к школе, адаптация и социализация. Родители на занятиях учатся адаптировать детей к условиям школьного обучения, изучают игровые методы воспитания, а также, например, узнают больше об устройстве и функционировании мозга, чтобы лучше понимать трудности своего ребенка.

Форматы могут быть разными: лекции, круглые столы, тренинги, совместные встречи родителей и детей. Интересный аспект — анализ информации, которую родители сами находят в интернете, и обучение тому, как грамотно ее использовать.

Подготовка к школе — повод объединиться

Специалисты обратили внимание на один интересный факт: все дети развиваются одинаково, независимо от наличия или отсутствия у них того или иного диагноза. Сенситивные периоды у всех детей одинаковы, ведущая деятельность в определенном возрасте не зависит от того, какие именно трудности в развитии есть у ребенка.

Когда в клубе встречаются родители обычных детей и детей, которые имеют особенные образовательные потребности, они вдруг понимают, что их взгляды и на образование, и на систему воспитания, и на многие другие вещи совпадают. Поэтому тема «Подготовка к школе» близка всем: каждый родитель хотел бы позаботиться о социальной готовности, мотивационной готовности и развитии познавательных способностей своего ребенка.

Дети тех родителей, которые ходят на занятия и посещают собрания в родительских клубах, адаптируются гораздо лучше, чем те, чьи родители считают, что такая подготовка им не нужна.

Родители могут научиться эффективным способам взаимодействия с ребенком, приобрести необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития, сформировать адекватную оценку ситуации.

Сотрудничество, включенность, участие, установление партнерства необходимы для успешного развития ребенка с ОВЗ и его адаптации в образовательном учреждении. Партнерство — ключевой момент совместной деятельности родителей и специалистов.

Преодолеть сопротивление и не опускать руки

Вместе со специалистами родители могут максимально приблизить ребенка к реальной жизни, поддерживать его самостоятельность, чтобы в дальнейшем он мог успешно вписаться в общество и жить достойной жизнью. Сейчас для этого открываются большие возможности. Главное — хотеть, интересоваться и не опускать руки в случае трудностей.

К сожалению, система пока еще только перестраивается, и в некоторых местах можно столкнуться с непониманием и сопротивлением. В таких случаях родителям очень пригодятся полученные знания и поддержка специалистов и других, уже опытных, родителей.

Куда обратиться за помощью

За консультацией и помощью можно обращаться в ВОРДИ — Всероссийскую организацию родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов. Специалисты этой организации считают, что именно родители могут быть движущей силой законодательных и практических изменений, которые позволят улучшить качество жизни особых детей.

 «Если кто-то из родителей, которые консультировались в ВОРДИ, получил заключение медико-социальной экспертизы или ПМПК, которое его не устраивает, он его не подпишет. Он напишет, что он не согласен. Он придет к нам и будет выяснять, что с этим делать дальше».

«Подкованные» в этом вопросе родители обладают уже другой ментальностью и способны добиться гораздо больших результатов в отстаивании своих прав, уверена Елена Клочко.

Члены ВОРДИ объединились для продвижения инициатив родительского сообщества по созданию достойных условий жизни в обществе, социальной и образовательной инклюзии детей и взрослых с инвалидностью в России. Сейчас существует около 200 родительских групп и чатов в социальных сетях, которые созданы и работают вместе с ВОРДИ. Контакты региональных отделений (они открыты в 71 субъекте РФ) и ответы на распространенные родительские вопросы можно найти на сайте ВОРДИ

        

Источник:

Материалы выступлений специалистов на Круглом столе «Родители и современная школа» V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность» 24 октября 2019 года в Москве

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях