Учим детей с ОВЗ играть со взрослым и со сверстниками
У старших дошкольников ведущий вид деятельности — игра. Это основа самоорганизации любой детской группы и зеркало, отражающее вхождение ребенка в социум. У особого ребенка с этим могут быть проблемы. Как родителям научить ребенка играть и помочь ему войти в детское сообщество, рассказывает старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Татьяна Юрьевна Бутусова.
В играх формируются те стороны психики вашего ребенка, от которых зависит, будет ли он преуспевать в учебе, хорошо ли сложатся его отношения с другими детьми.
Дети с проблемами в развитии не всегда могут построить настоящие взаимоотношения в игре со сверстниками.
Войти в общество сверстников такому ребенку трудно, а подчас и невозможно: он не может организовать игру, не может участвовать на правах равного партнера и действовать без вашей помощи. А ведь именно по этим критериям формируется отношение сверстников к ребенку, их симпатии. Если ребенок не принят в игру, у него может возникнуть чувство негативизма, агрессии или, наоборот, подавленность и замкнутость. Понятно, что в этом случае дети предпочитают игру со взрослым.
Когда взрослый рядом, ребенок чувствует себя увереннее. Авторитет его среди сверстников повышается.
Игра: чек-лист для родителей
Чтобы понять, как у ребенка обстоят дела с игрой, принят ли он в детский коллектив, родителям следует ответить себе на такие вопросы.
- Как ребенок играет с детьми на площадке?
- Тянется ли он к детям на даче?
- Как проводит время с детьми, приехавшими в гости?
- Что говорят о ребенке воспитатели в детском саду?
Если у ребенка есть трудности, родители могут ему помочь. Для этого им важно уметь создавать условия для становления самостоятельной игры детей, вместе с ребенком осваивать игры с правилами (такие игры способствуют содержательному общению с ребенком), учиться самим и учить ребенка переносить игровые действия из знакомой ситуации в новую.
Учим ребенка играть, играем с ним вместе
Чтобы помочь ребенку достичь успеха, стать самостоятельным и самоутвердиться в детском коллективе, мы рекомендуем:
- вырабатывать у себя мотивацию к игровому сотрудничеству со своим ребенком (не просто «быть рядом», а быть с ребенком «на одной волне»);
- создавать в семье предметно-игровую среду (уголок для игры, приобретать игры с правилами с учетом возможностей детей);
- брать на себя роль партнера по игре (быть главным, равным, подчиненным);
- научиться конкретным игровым приемам: знать детские считалочки, уступать первенство в игре, проговаривать правила вслух с каждым партнером, учиться примерять разные сказочные образы и пр.;
- подбирать для своего ребенка партнера по игре в разных ситуациях (в выходные дни, в летний или отпускной период, на каникулах, на карантине в семье) и обучать их играть вместе.
Совместные игры с близкими не только приносят ребенку радость, позволяют ему достичь успеха, дарят положительные эмоции, но и наполняют его жизнь интересным содержанием, развивают и обогащают коммуникативный и социальный опыт, помогают наладить детско-родительские отношения.
Выбор редакции: подборка книг об особых детях.
Фото: Коллекция/iStock