background picturebackground picture

Дети с двигательными нарушениями тоже хотят играть

Особые дети

21

Игра положительно влияет на развитие любого ребенка, важно ее адаптировать к его возможностям

Понимание себя, своего места в мире; осознание ценности другого человека и умение взаимодействовать с ним; тренировка навыков, развитие самосознания — можно еще долго перечислять полезные следствия игры. Но игра — это еще и удовольствие. Лариса Витальевна Самарина, директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», рассказывает, как сделать игры более доступными детям с двигательными нарушениями.

Как физические нарушения влияют на возможность играть

Обычно маленький ребенок большую часть дня проводит в свободной игре, самостоятельно находя возможности для этого. Задача взрослых — создание безопасной среды и оптимальных условий, поддержание интереса малыша, чтобы тот учился играть и тем самым развивался.

Инвалидность, нарушения и задержки в развитии могут влиять на игровую деятельность ребенка. Родители, обеспокоенные состоянием малыша, не думают об играх, что вполне объяснимо. Они недооценивают важность игры, особенно если нарушения тяжелые (есть трудности в самостоятельном передвижении, изменении или поддержании положения тела, рук и ног, в коммуникации).

Такие дети кажутся более пассивными, они вынуждены много часов проводить в «ничегонеделании», вне занятий или игр. Родители при этом могут даже не догадываться, что их ребенку также нужны игрушки — бывает, что их даже не покупают. Досуг скрашивают телевизором, чтением книг, наблюдениями и пассивным участием в разговорах.

Ребенок живет рядом со взрослыми, «участвует» в повседневных ритуалах и процедурах, но не играет. В его жизни мало удовольствия, развлечения, радости от игры. Не имея возможности проявить инициативу, самостоятельно исследовать окружающий мир, экспериментировать, ребенок начинает отставать в познавательном развитии. Ему почти недоступны ситуации успеха, когда он сам что-то создал или чего-то добился.

Подобную ситуацию можно исправить, если дать родителям понять, как важна игра для их особого ребенка, научить их играть с ним, адаптировать игрушки и окружающую среду для игр еще в раннем возрасте.

Почему дети с двигательными нарушениями редко играют

Для игры не созданы условия: ребенок находится в неудобной позе, возможно, неудобно или неустойчиво сидит (лежит, стоит); нет игрушек, которые заинтересовали бы малыша, которые подходят ему по уровню развития; нет партнера по игре; игрушки вне зоны досягаемости ребенка.

Ребенку трудно двигать руками — это делает невозможной игру или затрудняет ее, осложняет экспериментирование с предметами, решение проблем практическим путем.

Проблемы с речью не дают возможности ребенку выразить его желание поиграть или отказаться от игры, руководить игрой или предложить свои правила.

У ребенка отсутствует игровой опыт или его очень мало. Малыш редко общается со сверстниками, что не дает ему возможности наблюдать за игрой других детей. Наблюдая, дети учатся и частично участвуют в игре. Взрослые не играют с ребенком, не привлекают его в игру, не верят, что он может быть активным и инициативным.

Чем родители могут помочь

Поддерживайте игру ребенка

Поддержка игровой деятельности детей стимулирует у них развитие новых навыков, но при этом не обходится без нескольких важных действий со стороны взрослых.

Важно наладить общение с ребенком, исследовать его предпочтения и интересы. Это поможет собрать нужные материалы для игры, игрушки, а также обустроить окружающую среду, чтобы она работала на поддержание игры. Если игрушки подобраны в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, вмешательства взрослого не потребуется.

Как обустроить окружающую среду, которая поможет ребенку экспериментировать?

  1. Игрушки разнообразны по содержанию, сложности, новизне, способу действия. 
  2. Помимо игрушек, у ребенка есть возможность пользоваться разными материалами, чтобы мять, сыпать, лить, рвать, рассыпать, собирать, пересыпать. 
  3. Есть инструменты: совочки, ложки, метелочки, банки, ведерки, коробки.

Поддержите начало игры. Бережно относитесь к инициативе ребенка, не спешите предлагать ему какую-то игру — пусть он сам выберет то, что ему понравится. Для этого важно сделать так, чтобы ребенок видел все игрушки, а взрослый был готов понять ребенка. Если часть игрушек хранится в шкафах или коробках, можно сделать фотографии, чтобы дети могли смотреть и выбирать.

Если ребенок пассивен, предложите ему поиграть с вами. Попытайтесь абстрагироваться от видимого уровня способностей ребенка при выборе игр или игрушек.

Попробуйте сначала предложить сыну или дочери игру, которая соответствует их возрасту. Часто дети могут гораздо больше, чем кажется взрослым.

Чтобы выбрать ребенку подходящие игрушки, можно задать себе вопросы: «Была бы игрушка, которую я предлагаю ребенку с двигательными нарушениями, интересна его сверстнику? Будет ли она интересна ребенку, будет ли она его мотивировать играть? Будет ли игра с этой игрушкой способствовать развитию ребенка?» Понятно, что ребенку с двигательными нарушениями будет нужна поддержка, чтобы играть с этой игрушкой, но это уже вопросы адаптации и модификации, о которых речь пойдет дальше.

Развивайте инициативу ребенка. Напоминайте ему, как вы интересно играли в прошлый раз, предложите выбрать игру снова. Если это вызовет трудности, предложите что-то сами на выбор из нескольких игрушек — это поможет малышу сориентироваться и проявить собственное желание.

Используйте разные приемы, чтобы поддержать игру ребенка:

  1. следование, присоединение к игре ребенка;
  2. комментирование (называние) — «говорение в воздух» без ожидания ответа ребенка;
  3. моделирование — «параллельная игра», когда взрослый играет рядом с ребенком, но в свою игру — ребенок может наблюдать за взрослым и создавать в своей голове новые модели игровой деятельности;
  4. невидимая поддержка: взрослый устраивает появление событий внутри игры, увеличивая возможный успех ребенка, — например, незаметно придерживает башню в процессе ее строительства; помогает поставить машинку на трассу и толкнуть ее; слегка дует на свечку, помогая ее задуть.

Предоставьте себя в качестве самой интересной и главной игрушки. Если ребенок не может совершать необходимых для игры движений руками, станьте его «руками». Пусть он руководит вами, например, при собирании матрешки, строительстве дорожки, сортировке игрушек, просеивании гороха.

Кроме того, взрослому важно стать партнером по игре для своего ребенка, когда речь пойдет о социальных играх — в «дочки-матери», в «школу». Более того, именно взрослый расскажет о возможных социальных ролях, объяснит, как играть. Это поможет детям с двигательными нарушениями получить и развить навыки отношений со сверстниками.

Адаптируйте и модифицируйте игрушки и окружающую среду под потребности ребенка

Чтобы ребенок находился в удобном положении для игры — сидя, а не лежа на спине или животе, например, — можно использовать специальное оборудование: вертикализаторы, стулья.

Многие игрушки, которые двигаются и дают обратную связь в ответ на касание (звонок, огоньки, песенки), не требуют адаптации. Дети могут играть, совершая простые движения, например, при помощи специального контактора включая и выключая их.

Например, ребенок двух лет с двигательными нарушениями умел удерживать вложенную в его руку игрушку. Но когда ему предложили взять погремушку и потрясти ею, интерес был очень кратким — погремушка заинтересовала малыша на пару минут. Игрушка же, в которой нужно было нажимать на разных фигурки животных, чтобы они прятались, а затем жать на кнопку, крутить рычаг или колесико, чтобы фигурки выскакивали обратно, ребенка увлекла на полчаса — он осваивал разные способы «добывания» животных. При этом он быстро осваивал новые движения руками, включил в игру две руки одновременно.

Для многих детей с двигательными нарушениями необходимо приспосабливать игрушки, например, добавляя какие-то элементы, которые позволят облегчить ребенку схватывание игрушки, позволят стабилизировать или изменить ее традиционное расположение. Например:

  1. утолщающая насадка для фломастера позволит хорошо удерживать его и рисовать;
  2. приклеенные к игрушке пластмассовые кольца облегчат ее схватывание;
  3. тесьма, приклеенная к углам страницы книги, поможет их перевернуть;
  4. магнитная повязка на руку может служить удочкой в игре «рыбалка»; 
  5. мелкие игрушки можно размещать на крышке коробки: бортики помещают им выпасть при не слишком ловких движениях ребенка; 
  6. приклеивание магнитных полосок или нескользящего материала ко дну игрушек стабилизирует их; 
  7. полезно использовать большие электронные кнопки-выключатели, которые можно надавить любой частью тела; 
  8. некоторые игрушки можно подвесить к потолку, и тогда они останутся в пределах досягаемости ребенка (мячи, люльки для кукол); 
  9. заводные игрушки можно поместить внутрь обруча, и они не «уйдут» далеко от ребенка.

Если изменить подход, то и ребенок с тяжелыми двигательными нарушениями сможет играть. Для кого-то из детей нужна адаптация игрушек, кому-то — компетентные партнеры в игре. Кому-то — и то, и другое. Но самое главное, о чем важно помнить родителям особых детей, — настоящая игра, которая приносит радость и удовольствие, способствует развитию.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях