background picturebackground picture

Как говорить с детьми о Великой Отечественной войне

Школьники

692

Передать исторический опыт, не травмируя психику ребенка

Великая Отечественная война уходит все дальше в прошлое. Дети, родившиеся в 1941–1945 годах, становятся прадедушками и прабабушками. Изменились название, границы и политическая система страны, в которой жили победители. Еще 40 лет назад представление о войне и победе в ней естественным образом встраивалось в картину мира ребенка, а сейчас нужны усилия, чтобы передать память о тех событиях новому поколению. Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне, чтобы не вызвать отторжения и страха, чтобы история оставалась для них живой и интересной? Своим мнением делится психолог Нана Оганесян.

Несколько лет назад в московской школе на уроке, посвященном Великой Отечественной войне, одна из первоклассниц потеряла сознание. Учительница подошла к задаче с большим размахом — взяла песню «Вставай, страна огромная», кадры кинохроники, трагический тон повествования о произошедшем. Нервы у девочки не выдержали. Пришлось вызвать родителей и отправить ее домой. Примечательно, что девочка была родом из Канады — ее родители незадолго до этого переехали работать в Россию. Она ничего не знала о Великой Отечественной войне, ее напугала и расстроила информация о погибших людях, детях.

Открывать факты слой за слоем, оставлять надежду

Эту историю психолог Нана Оганесян рассказывает как аргумент в пользу бережного разговора с детьми: сообщая им информацию, которая может их травмировать, нужно действовать очень деликатно. «У дошкольников, младших школьников нет пока четкой ориентации во времени и понимания, что война, которая закончилась 75 лет назад, была давно, — говорит психолог. — И первый разговор о ней нельзя нагружать сильными визуальными образами, тревожной музыкой, которая вызывает непростые эмоции, — иначе он станет внезапным и для кого-то непереносимым погружением в войну».

Иными словами, в этот момент незащищенные дети попадают туда, откуда на самом деле их хотелось бы изъять. Травмирующий рассказ о войне можно сравнить с фильмом ужасов, от которого хочется убежать.

«Взрослым стоит более обдуманно подойти к тому, как преподносить эту эмоционально заряженную часть российской истории. Память о войне лучше открывать слой за слоем в зависимости от возраста, — советует психолог. — Иначе от эмоциональной бомбардировки у ребенка возникнет защитная реакция, стремление отгородиться от любой информации о войне, забыть о ней».

Почему историю важно проговаривать слоями? Если ребенок не утопает в эмоциях, в жалости, не боится рассказов о войне, история превращается и в его опыт тоже. Наличие опыта дает возможность выбрать — повторять его или нет. Когда ребенок что-то переживает, осмысляет события, в том числе травмирующее событие из истории родной страны, то он получает опыт предыдущих поколений. Тогда можно идти дальше.

Опираться на судьбы реальных людей

Война так или иначе затронула все семьи в нашей стране. У каждого из нас есть в роду те, кто воевал или трудился в тылу. Победа стала, пожалуй, одним из центральных событий XX века — и память о ней передается из поколения в поколение. При этом история войны постепенно превращается в миф, в статичную картинку, на которой все меньше видны лица людей, живших в то время. А без этих лиц память не может продолжаться, не может оставаться живой.

Способ бороться за живую память — рассказы о воевавших родственниках, о том, как война коснулась вашей семьи. В этом взрослым может помочь ежегодная акция «Бессмертный полк».

«Взрослые, которые готовятся участвовать в шествии, могут рассказывать детям о родных, переживших войну, — кто воевал, кто работал, но всем пришлось отложить все свои планы, чтобы справляться с тем, что обрушилось на них с началом войны», — советует психолог.

Если первые знания о войне дети получат из историй о родственниках, о прадедах соседей, друзей семьи, это поможет рождению осознанного отношения к большой истории. «Личная связь с воевавшими даст возможность ощутить эту войну не как абстрактное событие, которое случилось в эпоху динозавров, а как относительно близкое по времени, — уверена Нана Оганесян. — Всего 3–4 поколения отделяют современных детей от тех, кто воевал. Кто-то из них еще жив».

Рассказывать истории от начала и до конца

Детям 6–9 лет стоит рассказывать о конкретных людях, о том, кем они были до войны, как повели себя в момент ее начала, как воевали или трудились в тылу. Мужчины ушли на фронт. Они воевали за свои семьи, свои дома, свои города. Что происходило с их родными? Как люди прятались в бомбоубежищах? Что такое эвакуация? Блокада Ленинграда и Дорога жизни?

«Историю каждого человека необходимо рассказывать от начала и до конца, включая то, что было после войны, — подчеркивает Нана Оганесян. — Даже если герой рассказа погиб в бою, умер от голода или болезни в военное время, об этом нужно сказать ребенку, но при этом не пугать его. Говорите с посылом, что это была не бессмысленная смерть. Нужно обязательно оставлять надежду». 

Например, известно, что во время войны работали подростки и даже маленькие дети, потому что рабочих рук не хватало. Рассказывая об этом ребенку, важно подчеркнуть, что в наше время, дела обстоят совсем не так, война давно кончилась, дети больше не работают на оборонных заводах и не падают от усталости у станков. Страны извлекли опыт из трагедии, сделали выводы и сейчас лучше умеют договариваться друг с другом, стараются не допустить новой мировой войны.

Поощрять размышления и анализ

По возможности нужно давать детям информацию нейтрально, без крайностей и полярных эмоциональных оценок, советует психолог. Например, дети узнают, что фашистские войска состояли по большей части из немцев. Из этого не следует, что немцы стали плохой нацией. Важно убедить ребенка, что у него нет причин ненавидеть современную Германию или презирать ее жителей. «Объясните, что Великая Отечественная была бедствием для представителей разных народов, которые были в нее вовлечены, в том числе и для простых немцев, — предлагает Нана Оганесян. — Можно рассказать о том, что Германия делает для того, чтобы искупить вину одного из предыдущих поколений, как в этой стране воспитывают детей, чтобы не допустить распространения вируса нацизма впредь».

В подростковом возрасте детям, возможно, захочется узнать об отношениях между мужчинами и женщинами во время войны. «Им будет интересно подумать, почему некоторые женщины не выходили больше замуж, когда получали похоронки на мужей, что помогало им сохранять чувства к любимому человеку через годы и расстояния», — говорит психолог.

Со старшими школьниками имеет смысл обсуждать исторические, экономические и геополитические стороны войны, разные способы ее художественного осмысления. Можно смотреть вместе фильмы, читать книги, слушать подкасты. К 75-летию Победы появилось много порталов о военной истории, об истории конкретных людей.

Избегать романтизации

Война — беда для народа, тяжелое испытание, в ней нет красоты и гармонии. Для людей, вынужденных воевать, война — это убийства и смерти. Рассказывая о войне, эту мысль необходимо донести до детей. Если они это поймут и понесут дальше, то война не повторится. 

Нана Оганесян

Иногда установка «Можем повторить» проявляется в желании одеть детей в военную форму по случаю праздника. «Военные костюмы для детей во время празднования Дня Победы — гимнастерки, пилотки советских солдат образца 1941–1945 годов, воспринимаются как жест, несколько обесценивающий опыт тех, кто воевал, кто погиб, саму суть победы», — считает психолог.

Но если ребенок сам просит пилотку, как у прадеда, что ему отвечать родителям? Нана Оганесян предлагает такой вариант: пусть сын или дочь попробуют примерить современную военную пилотку.

«Можно превратить эту просьбу в эстафету поколений, в своего рода знакомство с профессией военного. Объяснить, что пилотка времен войны — это реликвия, а не элемент костюма. Предложить подумать вот о чем: солдаты воевали вряд ли за то, чтобы их правнуки через 75 лет носили военную форму ради „хайпа“ или красивых фотографий в соцсетях».

Отсутствие пафоса в рассказе о войне, романтизации, украшательства не означает, что о войне можно забыть. Важно рассказывать о смелости, жертвенности, мужестве, человечности разных людей, которые воевали тогда. Они были не похожи один на другого, каждый был уникален. Общим у них была любовь к близким, стремление защитить их и родную землю.

Отложить на будущее обсуждение неоднозначных моментов истории

В школьном возрасте, особенно в младших классах и в средней ступени, лучше не перегружать ум ребенка противоречивыми, неоднозначными моментами военной истории, считает психолог.

«Можно упомянуть те книги о войне, которые требуют особой подготовки (например, документальные очерки Светланы Алексиевич „У войны не женское лицо“, воспоминания бойцов, побывавших в плену, или тех, кто из идеологических соображений перешел на сторону врага). Пусть дети знают, что такие свидетельства есть, и сами составят о них мнение, когда подрастут, когда у них окрепнет критическое мышление. Тогда они будут более трезво смотреть на исторические события и смогут увидеть, что на войне было не только героическое, но и много человеческого, но при этом сохранят уважение к тем, кто выстоял и защитил свою родину».

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях