background picturebackground picture

IT-навыки: зачем они нужны детям

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

232

Эксперты о том, как родителям перестать бояться компьютерных технологий

В среде специалистов существует популярное мнение о том, что работа большей части сегодняшних первоклассников будет связана с IT. Это одновременно интересная и пугающая информация для многих родителей и педагогов. Ведь не все современные взрослые хорошо разбираются в компьютерных технологиях, тем более что через пару десятилетий все сильно изменится и появятся новые профессии. И кажется, что просто невозможно научить тому, в чем сам еще толком не разобрался. Все эти страхи понятны, но совершенно напрасны, уверены эксперты: академический руководитель образовательной платформы «Яндекс Учебник» Елена Краевская и академический руководитель «Свободной школы», учитель химии Полина Эйстрих-Геллер. Сегодня они расскажут о том, что такое IT-навыки, какое место они занимают на современном профессиональном рынке и почему (и самое главное, как!) им нужно учить детей.

Какие IT-навыки стоит развивать

Когда современные родители или педагоги, далекие от компьютерных технологий, слышат про IT, на ум сразу приходят сложные математические вычисления, кодинг, робототехника — в общем что-то узкоспециальное и понятное только тем, кто хорошо в этом разбирается. А ведь на самом деле эти навыки нужно воспринимать гораздо шире. Это цифровые компетенции, которые полезны в самых разных областях нашей жизни.

Эксперты на Всемирном экономическом форуме условно разделили все цифровые компетенции на три уровня: предпринимательство, творчество и цифровое гражданство.

Предпринимательство — это то, как мы решаем проблемы с помощью IT инструментов.

Творчество — это создание контента и продуктов с помощью цифровых инструментов.

Цифровое гражданство — это взаимодействие в Сети, общение, налаживание коммуникаций, безопасность и ответственность в интернете.

Среди всех IT-навыков эксперты выделили десять, которые точно пригодятся в жизни каждому человеку. Именно их нужно развивать.

  1. Использование технологий — ребенку и взрослому важно понимать, какие возможности есть у него для учебы и работы.
  2. Цифровая грамотность — способность находить, оценивать, верифицировать информацию, грамотно делиться ею и т. д.
  3. Критическое мышление — способность отличить правдивую информацию в Сети от ложной.
  4. Цифровая идентичность — способность создавать свою личность и репутацию в интернете и управлять ею (осознание себя как онлайн-персоны). То есть современный человек уже должен понимать, что он несет большую ответственность за то, какой образ он создает в Сети. К слову, цифровая личность топ-менеджеров известных компаний (грубо говоря, репутация в интернете) даже влияет на уровень продаж. У большинства взрослых людей цифровая личность появилась не так давно, тогда как современные дети приобретают ее, даже будучи дошкольниками.
  5. Цифровая коммуникация — способность общаться и сотрудничать с другими людьми онлайн, используя разные технологии.
  6. Цифровой эмоциональный интеллект или цифровая эмпатия — это способность сопереживать и строить хорошие отношения с другими людьми в Сети. Это крайне важный навык для педагогов, например, при общении с родителями или с учениками онлайн.
  7. Борьба с киберзапугиванием — способность отличать ситуации кибербуллинга и уметь с ними справиться.
  8. Цифровая безопасность — управление рисками в интернете (сюда входят и ограничение насильственного контента, и сохранение персональных данных и личной информации, и умение справляться с зависимостью от экранного времени, и т. д.).
  9. Права в области цифровых технологий — понимание юридических ограничений в Сети.
  10. Взаимодействие с искусственным интеллектом, который крайне активно развивается сегодня.

В этом списке тесно переплетены как жесткие навыки (hard skills), так и гибкие навыки (soft skills). Напомним, что жесткие навыки — это конкретные умения, которые мы используем в профессиональной деятельности (в данном случае использование цифровых инструментов, например), а гибкие навыки — универсальные умения, делающие жизнь и работу удобнее (например, это цифровая эмпатия).

Чему нужно научить в первую очередь

Казалось бы, современные дети гораздо больше знают про IT-технологии, чем взрослые: большинство дошкольников умеют включить в телефоне игру или видео, тогда как их бабушкам сделать это бывает непросто.

Однако стоит понимать, что умение «нажимать кнопки» совершенно не означает умения правильно пользоваться возможностями интернета.

Задать поисковый запрос несложно, но вот найти нужную ссылку, отличив ее от рекламы, мошеннических сайтов и т. д., гораздо сложнее. Так что ребенка, во-первых, нужно научить правильно искать информацию в интернете — с самого раннего возраста. Во-вторых, юному пользователю нужно объяснить, как путешествовать в Сети безопасно: почему нельзя оставлять свои личные данные, как правильно писать комментарии, общаться, чтобы не подвергнуть себя риску. О том, как рассказать ребенку о безопасности в интернете, читайте в наших статьях.

Двойная жизнь: реальная и виртуальная

Киберпсихология и безопасность опосредованного общения

Травля в Сети: как защитить ребенка

Правовые аспекты кибербуллинга

Что такое киберугрозы и как с ними бороться

Цифровая грамотность: общие правила обучения ребенка

IT-технологии помогут ребенку (и родителям вместе с ним) выполнять школьные задания, создавать различные презентации и т. д. Например, ребенку в школе или детском саду задали сделать доклад, родители вместе с малышом могут попробовать разобраться в популярным сегодня чат-боте с искусственным интеллектом ChatGPT: он точно справится с поставленной задачей.

Очень важно и родителям тоже развивать свои IT-навыки, сегодня для этого существует множество интересных подкастов, сайтов, статей.

Также обучению родителей и педагогов посвящены многие курсы проекта #вцифру. Развить цифровые навыки родителям помогут и дети: никогда не стоит стесняться задавать вопросы, просить подробно разъяснить алгоритм действий. А если мама или папа вместе с ребенком попробуют поиграть в его любимую онлайн-игру, восторгу не будет предела. К тому же в последнее время существует очень много исследований, согласно которым компьютерные игры развивают креативность, коммуникативные и математические навыки, улучшают реакцию.

Где пригодятся IT-навыки в будущем

Согласитесь, раньше мы и подумать не могли, что сможем в будущем заказывать продукты через интернет (и их привезут даже на дачу), а работать можно будет удаленно, не приходя в офис. Точно так же и через пару десятилетий будут существовать совершенно другие профессии — и почти все из них будут связаны именно с компьютерными технологиями.

Поэтому сегодня IT-навыки — это то же самое, что английский язык 10–15 лет назад. Тогда никто не знал, какие профессии будут популярны в будущем, но все точно знали, что иностранный язык пригодится.

Важно понять самим и объяснить ребенку, что IT-навыки полезны (и будут нужны) совершенно в любой профессии: от строителей и инженеров до поваров и стилистов. Бытует мнение, что если у ребенка нет особых способностей в точных науках — математике, физике или химии, то и в IT ему путь закрыт.

Это совершенно не так — даже сегодня существует большое количество IT-профессий для «гуманитариев». Например, предприниматель для более оперативного контакта с покупателем с помощью Python может создать чат-бот и «залить» его в Telegram, журналист или ученый может использовать искусственный интеллект при написании научных или публицистических статей. Совсем недавно молодые урбанисты, для того чтобы решить, как правильно расположить объекты отдыха в новом сквере, с помощью искусственного интеллекта и дополненной реальности изучили, как люди ходят по этому скверу.

Так что даже если ребенок попробовал походить на курсы по языкам программирования, например, и ему не понравилось, это совершенно не значит, что IT — это не его. В любом случае он хотя бы будет знать азы программирования, а это уже немаловажно.

А в дальнейшем можно будет выбрать направление по душе.

Нравится нам или нет, цифровые технологии прочно связаны с нашей жизнью. А в будущем все профессии так или иначе будут компьютеризированы. И в наших силах сегодня подготовить к этому детей, заинтересовать их и вместе с ними получать новые знания, которые абсолютно точно облегчат нам бытовую жизнь и работу.

Посмотреть вебинар Елены Краевской и Полины Эйстрих-Геллер вы можете по ссылке.

Поделиться в соцсетях