background picturebackground picture

Киберпсихология и безопасность опосредованного общения

Цифровая среда

126

Как сделать так, чтобы жизнь онлайн не стала проблемой в офлайне

О том, как длительное пребывание в интернете влияет на состояние и развитие человека, рассказывает профессор кафедры информатики и мультимедийных технологий, руководитель центра информационных технологий для психологических исследований факультета информационных технологий МГППУ кандидат технических наук Сергей Артеменков.

Тема для исследований

В истории человечества прогресс и новые технологии всегда поначалу вызывали настороженность и даже неприятие. Бунты против машин, страх поездов (считалось когда-то, что на такой скорости человеку передвигаться смертельно опасно), опасения по поводу телевизора (негативное влияние на здоровье). Но раньше на изучение новых явлений и их последствий у человечества было достаточно времени, а в наши дни изменения происходят стремительно и прогнозы в такой ситуации строить довольно затруднительно.

С одной стороны, в связи с ускоренным развитием цифровых технологий и активным применением людьми всех возрастов смартфонов, компьютеров и разнообразных гаджетов у родителей и специалистов возникает озабоченность. Ведь освоение и применение новых технологий создает новые виды поведения, которые сулят еще не до конца понятные социальные и психологические риски. А с другой — проявляются энтузиазм и позитивное отношение к гаджетам, которые все чаще заменяют традиционные способы осуществления коммуникативной, трудовой, познавательной, игровой и других видов деятельности, опосредуют отношения между людьми (в паре и в группах) и выступают в роли новых медиа.

Именно то, как мы пользуемся цифровыми технологиями, сколько времени проводим в Сети и сколько у нас его остается на реальную жизнь, может повлиять на формирование или изменение нашего психологического состояния.

В результате сейчас в обществе возрастает заинтересованность в проведении тщательных психологических исследований, имеющих целью определить плюсы и минусы повседневного применения продуктов цифровых технологий и рекомендовать границы такого применения. В качестве психологической дисциплины, призванной выработать ответы на подобного рода запросы общества, выступает киберпсихология.

Эта область психологической науки занимается изучением поведения индивидуумов, групп и сообществ, юридических лиц и организаций в киберпространстве.

Процессы информатизации

Развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и медиасредств коммуникации в современном обществе в большой мере опосредует процессы общения в обществе.

Взаимодействие человека с технологиями и с другими людьми движется в направлении вездесущего и непрерывного использования разнообразных гаджетов и все более усложненных устройств.

То есть общение вживую активно сокращается. Но нельзя однозначно оценить этот процесс как позитивный или негативный: медиасредства социально востребованы и обеспечивают удаленные коммуникации во все большем объеме и с лучшим качеством. ИКТ и другие цифровые технологические разработки фактически создают в обществе киберсреду обитания во многом с отсутствием непосредственного общения, что отражается на развитии нового поколения людей пока не очень ясным образом.

Объем опосредованного общения возрастает, и на него тратится все больше и больше времени.

Киберпсихология призвана выявлять важные особенности, которые характеризуют новую киберсреду и ее средства коммуникации, включая побочные эффекты от их чрезмерного использования.

Проблемы с гаджетами

Многие психофизиологи указывают на то, что использование гаджетов в качестве постоянных средств жизнедеятельности детей может приводить к изменениям в их психофизиологии и соответствующим заболеваниям.

Например, постоянное использование смартфонов детьми и подростками ведет к массовым заболеваниям миопией и к значительному увеличению случаев развития других глазных болезней, включая отслоение сетчатки глаз.

С точки зрения психологии широкое использование ИКТ приводит к тому, что общение людей становится все более опосредованным. Это препятствует развитию таких особых психологических качеств человека, которые могут образоваться только в непосредственном общении и соприкосновении (как, например, отношения матери и ребенка).

В частности, известно, что изобретение и широкое использование различных носителей информации способствует иному развитию памяти человека. Показательными также являются исторические свидетельства ценности непосредственного отношения человека со средой обитания и средствами труда.

В одной из притч Чжуан-цзы обсуждается предложение Огороднику, который трудился неутомимо, сил тратил много, а работа у него шла медленно, использовать машину, для того чтобы доставать воду из колодца для полива земли: «Много сил с ней тратить не нужно, а работа продвигается быстро». Характерным для психологии той цивилизации является возражение Огородника: «…Тот, кто работает с машиной, сам все делает, как машина, у того, кто все делает, как машина, сердце тоже становится машиной. А когда сердце становится, как машина, исчезает целомудрие и чистота. Если же нет целомудрия и чистоты, не будет и твердости духа. А тот, кто духом не тверд, не сбережет в себе Путь».

Здесь непосредственное отношение со стихиями природы связывается с выращиванием в себе жизненной цельности, противостоящей «опредмечиванию» мира и получению кратковременной материальной выгоды и эффективности от действий. Иными словами, опосредованное общение (при помощи технических средств) в данном примере со стихией воды мешает человеку понять ее, он от нее отделен.

Потеря непосредственности отношений с внешним миром расценивается как потеря человеком своего внутреннего стержня.

При этом мы не можем говорить о том, что от опосредования необходимо полностью отказаться. История развития средств опосредования показывает, что новые возможности практически всегда являлись стимулом развития как отдельных людей, так и социума в целом.

Развиваясь, психологические системы и функции в той или иной мере способствуют восстановлению непосредственности того действенного отношения, которое первоначально отдаляет человека от возможности достигнуть чего-либо в новых условиях. Так появляются люди, умеющие преодолевать новую среду с помощью новых умений.

Новые умения

Современные киберсредства управления могут требовать развития не меньшей, чем раньше, умелости. Однако во многих случаях они не столько требуют больших умений, сколько следуют по пути существенного упрощения и уменьшения умелости их пользователей в силу требований массовой доступности этих средств.

С другой стороны, киберсредства часто переносят эту умелость в сферу умственных операций. Эти тенденции нельзя считать единственно правильными с точки зрения возможностей развития культуры.

Виртуальная среда

При всех возможностях и улучшениях, происходящих в качестве передачи информации с помощью ИКТ, замена при общении живых людей или действенных ситуаций их виртуальными копиями сказывается на полноценности восприятия и умелости выполнения действий. При этом может произойти потеря телесной чувствительности.

В постоянном виртуальном общении человек часто сам себя не чувствует. Он привыкает общаться в ментальном пространстве, а не в теле, с помощью которого он может почувствовать себя. В цифровом виде телесность — как способность владеть телом и чувствовать его постоянно — исчезает. И это владение тогда заменяется присутствием в умственном интеллектуальном пространстве. Такое может произойти, например, при онлайн-обучении.

Электронная лекция плоха потому, что убирает возможности активации владения телом и выражения всем телом, что показывает отношение к ситуации. То есть тело как уникальный инструмент развития личности теряется. В этом случае, переходя после гаджета к близкому контакту с другим человеком, ментальная личность не чувствует другого и потому затем не замечает, что она перестает чувствовать себя и многие свои автоматические психические процессы.

Зависимость от гаджетов

Важно помнить, что реальность для человека — это возможность использовать свои органы чувств. Как только органы чувств начинают отказывать, появляются психические заболевания. При опосредованном общении эти способности притупляются.

В этой связи возникают беспокойства о том, что дети, проводящие очень много времени в гаджетах, не могут получить удовольствие от занятия чем-то другим, например, от пребывания на природе. Почему так?

В искусственной жизни человек создает себе комфорт, поэтому от нее очень сложно отказаться.

При чрезмерном пребывании в виртуальном пространстве может возникнуть зависимость.

Что делать родителям

Прежде всего необходимо осознать, что от прогресса и цифровизации жизни отказаться невозможно, да этого и не требуется.

Важно научиться жить и развиваться в новых условиях, принимая во внимание особенности существования в складывающихся обстоятельствах.

Нельзя забывать о вечном правиле золотой середины: следует обеспечить дозированное пребывание ребенка в киберпространстве.

Еще одно общеизвестное утверждение: ребенок всегда берет пример с родителей. Если мы хотим, чтобы дети поступали определенным образом, необходимо нам самим вести себя в жизни соответственно выдвигаемым требованиям.

Запреты «сидеть в Сети» не приведут к желаемому результату. Для того чтобы ребенок отвлекся от опосредованной жизни онлайн, нужно переключить его внимание на реальные события, зародив в нем какой-то интерес. Это можно сделать опять же собственным примером. Если перед глазами ребенка будет яркий образ увлеченного каким-то делом близкого взрослого, это не пройдет незамеченным.

Залог успеха в воспитании — доброжелательные и доверительные отношения между родителями и детьми. Это сложно, но именно к ним и нужно стремиться.

Поделиться в соцсетях