Цифровизация ставит под угрозу мышление и общение: можно ли исправить ситуацию?

Переход от Гутенберга к Цукербергу

Гаджеты мешают мыслить

Андрей Курпатов

  • Когда нам предлагают две задачи, простую и сложную — полистать фото в Инстаграме или прочитать научную статью, — мы выбираем ту, которая проще. В результате мы наблюдаем эскалацию примитивного онлайн-контента, который дает больше просмотров.
  • Исследования показывают, что даже само присутствие телефона в пределах видимости (на столе) или в пределах досягаемости (в сумке) плохо влияет на наши мыслительные способности, мешает решать сложные задачи.
  • Для любой серьезной умственной работы нам нужно настроиться. Чтобы дефолт-система «включилась» и начала работать, ей потребуется около 23 минут. Ни разу за это время не отвлечься на ленту новостей и не заглянуть в мессенджер редко удается даже взрослым. Что уж говорить о детях, оставленных наедине с гаджетами?

Педиатры рекомендуют соблюдать баланс

  1. Детям младше полутора лет противопоказаны экраны, и неважно, идет речь о телевизоре или о гаджетах. Исключением может стать, например, общение в чате с родственниками.
  2. Если ребенку 1,5–2 года и родители хотят познакомить его с медиасредой, нужно выбирать качественные программы и смотреть их вместе с ним, объясняя происходящее на экране.
  3. Для детей в возрасте от 2 до 5 лет экранное время должно быть ограничено 1 часом в день, при этом тоже необходимо уделять внимание качеству программ и быть рядом.
  4. Детям 6 лет и старше лучше установить лимиты экранного времени, а также убедиться, что гаджеты не отнимают время у сна, физической активности и учебы.
  5. Нужно всей семьей договориться о зонах в доме, свободных от гаджетов: например, оставлять их за порогом спальни и не пользоваться во время обеда или походов в гости.
  6. Необходимо также регулярно обсуждать с детьми принципы ответственного, уважительного и безопасного поведения в Сети.

Игорь Александров