Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения у детей и подростков
В процессе взросления у любого ребенка время от времени возникают трудности с регуляцией агрессии и выполнением социальных обязанностей по возрасту. Начинаются частые споры с родителями и учителями, обвинение их в своих ошибках, демонстративное непослушание, провокационное поведение, ложь, воровство — все это свидетельствует о том, что ребенок, как минимум, ставит под сомнение авторитет ответственных за него людей. Мы попросили Галину Козунову, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника научно-образовательного центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, рассказать про оппозиционно-вызывающее расстройство у детей и подростков: что его может провоцировать и как себя вести родителям.
Факторы, провоцирующие оппозиционное поведение у детей
Можно выделить несколько факторов семейного и школьного воспитания, которые провоцируют и усугубляют оппозиционное поведение у детей.
Завышенные требования к ребенку, не учитывающие фактический уровень его возможностей
Например, у ребенка со средним или высоким уровнем интеллекта могут присутствовать легкие признаки отставания в созревании функций планирования и самоконтроля, стертые формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, специфические трудности обучения, связанные с нейропсихологическими дефицитами (дислексии, дисграфии, дискалькулии) и т. д.
Для неспециалистов эти мягкие симптомы могут годами оставаться незамеченными, так как они не создают очевидных сложностей в быту.
Вместе с тем у ребенка с такими особенностями развития закономерным образом возникают протестные реакции в ответ на обычные требования, с которыми без особенного напряжения справляется большинство его сверстников (например, переписать текст с черновика на чистовик, собрать школьные принадлежности по списку или отправиться спать вовремя).
Если у ребенка проблемное поведение возникает и обостряется преимущественно с усилением учебной нагрузки, это может говорить о необходимости нейропсихологической диагностики и коррекции или временной лекарственной поддержки.
Мелочный контроль, придирчивость и опека, не позволяющие ребенку самостоятельно принимать решения и учиться на собственных ошибках, даже когда это безопасно
Для родителей в целом характерно замечать некоторое отставание в оценке возможностей своего ребенка от реального темпа его психического развития. Это может быть связано с тем, что трудности ребенка часто привлекают их внимание в большей степени, чем его успехи и достижения. Как следствие, ребенок получает от родителей преимущественно негативное внимание.
Основным содержанием родительских обращений к нему являются предостережения и указания на ошибки. Поскольку ребенку для обучения и развития необходимо чувствовать контроль над ситуацией, то при недостатке свободы в принятии решений он начинает управлять тем, на что он повлиять в силах, — на эмоциональное состояние родителя.
Ребенок провоцирует его упорным непослушанием, наблюдая раз за разом предсказуемое развитие событий: простые указания повторяются по нескольку раз, затем они перерастают в нотации, потом дополняются угрозами и, наконец, дорастают до наказаний.
Дальше, по мере накопления родительского раздражения, угрозы и наказания могут постепенно принимать нелепые преувеличенные формы, совершенно не соразмерные мелкому проступку ребенка. Впоследствии родители могут чувствовать себя виноватыми.
В случае подобных повторяющихся сценариев родителям рекомендуется пересмотреть баланс позитивного и негативного внимания к ребенку, уменьшив количество критики, наставлений и объяснений, особенно повторяемых «по сто раз», и проявляя больше искреннего интереса к тому, что ребенка увлекает и хорошо у него получается.
Частые споры и открытые конфликты между взрослыми в присутствии ребенка
Конфликтная модель поведения в семье естественным образом становится примером для подражания. Для ребенка непонятно, почему взрослые ожидают, что он не будет позволять себе того, что они сами допускают в отношениях между собой: спорят, отказываются, повышают голос и т. д.
Конфликтная среда повышает риск протестного поведения у ребенка, поскольку он регулярно встречается с критикой решений, которые принимают авторитетные для него взрослые. Так, простые повседневные указания ребенку от одного из родителей могут быть немедленно раскритикованы или даже осмеяны другим родителем, бабушкой или дедушкой.
Вместе с тем открытые разногласия между взрослыми в присутствии ребенка не обязательно являются неблагоприятным для него фактором. Наоборот, они могут способствовать развитию у него ключевых навыков гибкого мышления: умения посмотреть на проблему с разных точек зрения, сопоставить аргументы и факты, оценить преимущества и недостатки разных способов решения проблемы и пересмотреть ошибочные убеждения.
Но для того чтобы влияние родительских конфликтов на ребенка было позитивным, необходимо, чтобы во время споров никогда не происходило посягательств на права и достоинство всех участников — оскорблений, угроз, искажения фактов, физической агрессии и эмоциональных манипуляций.
Период крайней увлеченности харизматичным сверстником, который декларирует ценности, отличающиеся от тех, которые приняты в родительской семье
Если у ребенка не получается установить с лидером подростковой компании доброжелательных дружеских отношений, то он может демонстрировать преданность ему двумя незрелыми способами: через подражание его манерам и через враждебность к тем, кто на него не похож.
В подростковом возрасте может происходить смещение основного объекта привязанности с родительской фигуры на сверстника.
Подросток начинает искать ценностные ориентиры и эмоциональную поддержку среди сверстников — естественно, таких же личностно незрелых, как и он сам. Обычно это сопровождается безотчетной неприязнью к родителям, усиливающейся прямо пропорционально времени, проведенному вне семьи. В таких случаях восстановить ориентацию на авторитет родителей могут помочь новые непривычные ситуации, в которых ребенок естественным образом становится более зависимым от родителя (например, совместное путешествие).
ОВР без причин
Вместе с тем около 3–5% детей и подростков демонстрируют стойкое оппозиционно-вызывающее поведение, которое не объясняется неблагоприятными факторами семейной среды. Их родители могут обладать превосходными родительскими навыками: здраво оценивать сильные и слабые стороны ребенка, быть твердыми и последовательными в своих требованиях, уделять достаточно времени общению с детьми, поддерживать их интересы, проявлять деликатность в выражении критики. Такие дети не обязательно участвуют или пытаются присоединиться к неблагополучной компании сверстников. Они могут не интересоваться наркотиками. И тем не менее у них наблюдается оппозиционно-вызывающее поведение, которое сохраняется в течение длительного периода (от 2 месяцев и более), повторяется достаточно часто (от 2 раз в неделю и чаще) и иногда приводит к серьезным негативным последствиям вплоть до травм и привлечения полиции. В таких случаях ребенку может быть поставлен психиатрический диагноз — оппозиционно-вызывающее расстройство поведения (ОВР).
ОВР и КР
Если споры и непослушание сопровождаются непосредственным ущербом другим людям и их собственности (ребенок дерется, нападает, ворует, угрожает, портит чужие вещи, устраивает поджоги, мстит, проявляет жестокость к младшим и к животным и т. п.) — это кондуктивное расстройство (КР). Считается, что ОВР и КР соответствуют разной степени выраженности одного и того же состояния и со временем могут переходить одно в другое. Они являются нарушениями нейроразвития, то есть их механизм связан с поломкой в процессе созревания функциональных систем мозга, важных для саморегуляции ребенка в соответствии с социальными требованиями.
Предполагается, что при ОВР и КР повреждены фундаментальные мозговые механизмы обучения с подкреплением, особенно в контексте избегания негативных последствий неверных действий.
Так, в эксперименте, моделирующем обучение методом проб и ошибок, детям с КР потребовалось гораздо больше штрафов для того, чтобы прекратить совершать неверные выборы, чем обычным детям. Психофизиологические исследования обнаружили, что у многих детей с КР снижены автоматические стрессовые реакции в ответ на эмоционально негативные стимулы (отвратительные изображения, фотографии людей с мимикой гнева или страха, денежные потери, болевые стимулы). Эти особенности нервной системы объясняют, почему такие дети оказываются нечувствительными к обычным педагогическим воздействиям поощрения и наказания. Аномально сниженная социальная и общая тревожность может обуславливать их скуку, тягу к риску. При этом негативные последствия рискованных поступков не останавливают их от повторения этих же решений в будущем.
Эмоциональная черствость, присущая некоторым из этих детей, позволяет им причинять боль людям и животным без сожаления и чувства вины.
Когда мотивация получить желаемое не уравновешивается опасениями возможной неудачи, ребенок может становиться раздражительным и гневливым в силу неоправданно завышенных ожиданий, которым результаты его собственных действий и другие люди часто не соответствуют. Подобные проблемы с обучением на собственных ошибках и низкая чувствительность к негативной информации описаны у взрослых людей с антисоциальным расстройством личности, в том числе среди осужденных за насильственные преступления. Действительно, ОВР и КР, особенно если симптомы появляются до возраста 8 лет, могут быть предвестниками развития будущего расстройства личности.
Вместе с тем в подростковом возрасте система подкрепления в мозге претерпевает глубокие изменения. Появляются обширные тормозные проекции от высших корковых центров к эмоциональным подкорковым структурам, что создает основу для эффективной саморегуляции. Большинство детей и подростков с оппозиционно-вызывающим и кондуктивным расстройствами не становятся преступниками, а перестают демонстрировать проблемное поведение еще до наступления совершеннолетия. Однако повышенный риск развития зависимостей и различных иных психических расстройств сохраняется у них на протяжении всей жизни.
Что делать родителям?
При наличии у ребенка стойких симптомов ОВР или КР требуются своевременная консультация психиатра и психологическое сопровождение семьи. Несмотря на то, что это расстройство развития имеет биологические причины, в настоящее время нет единых рекомендаций по его лекарственной коррекции. Хотя в отдельных случаях ребенку могут назначить по показаниям нейролептики или антидепрессанты, все же центральную роль в терапии оппозиционно-вызывающего и кондуктивного расстройства играют техники поведенческой терапии. Обычно они проводятся в форме тренингов для родителей. Тем не менее консультация психиатра незаменима, для того чтобы исключить иные возможные причины проблемного поведения у ребенка, которое выглядит как оппозиционно-вызывающее расстройство, но в действительности им не является (подростковая депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство).
Вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.