Отвечаем на самые популярные вопросы родителей
Сегодня мы продолжаем разговор о буллинге с психологом, доцентом кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ кандидатом психологических наук Анной Лобановой.
Как действовать родителям, которые узнали, что их ребенок сам травит кого-то в школе или стал соучастником травли?
Нужно понимать, что основным механизмом социализации человека является подражание. Он начинает работать с самого раннего возраста и остается одним из ведущих до конца жизни. Поэтому если ребенок демонстрирует подобную модель поведения, то чаще всего он сам оказывается в ситуации жертвы или наблюдает подобную модель поведения в семье. Он может в данный момент находиться в ситуации насилия или в прошлом пережил какой-то травмирующий опыт. Если папа или мама дома физически наказывают ребенка, то с большой долей вероятности он сохранит такое поведение и в школе: будет отыгрываться на более слабых одноклассниках. Так что, как правило, таким детям самим нужна помощь специалиста.
И в первую очередь родителям нужно понять, что происходит в их собственной семье. Также влияние на ребенка может оказывать и группа сверстников или более старшие ребята. Иногда мы можем слышать и о случаях буллинга со стороны ребенка из благополучной семьи. Для родителей такая новость становится шоком. В данной ситуации нужно искать причины вне семьи. Наверняка, ребенок попал в какую-то компанию, где такая агрессивная модель была подкреплена положительным результатом. Грубо говоря, он кого-то обидел, ударил, и его за это похвалил кто-то из старших товарищей. И ребенок в дальнейшем, чтобы получить одобрение, повторяет эти действия.
В каких случаях лучше перевести ребенка в другую школу?
В первую очередь родитель должен содействовать ребенку, советоваться с ним, отталкиваться от его желаний. Если родитель, узнав о буллинге, настроен воинственно, собирается идти разбираться к учителю, к одноклассникам, а ребенок боится и просит не делать этого, стоит прислушаться к нему. Обсудите другие варианты, подумайте вместе. Если же все предпринятые меры не дают результата, родитель видит, что ребенок страдает, в этом случае уже нужно поменять школу.
Есть психологический прием, когда человека специально выводят из среды, в которой он находится. Именно смена обстановки, социальной ситуации чаще всего помогает.
Как быть, если родители узнали, что к ребенку в школе предвзято относится педагог? И наоборот, если сам ребенок ведет себя с учителем вызывающе и подбивает других?
Чаще всего в таких случаях мы рекомендуем открыто поговорить с педагогом. Но важно соблюдать правила построения диалога: определите, что для вас может быть его результатом. Заранее договоритесь о встрече, разговаривать лучше на территории школы, в отдельном помещении, наедине. Продумайте все вопросы, избегайте открытых обвинений. Потому что полной картины происходящего у вас пока нет, ведь дети тоже не всегда бывают объективными и зачастую доносят до родителей свою версию. Выясните, что могло послужить причиной конфликта и какие варианты решения этого конфликта видит учитель, постарайтесь договориться и выбрать дальнейшую стратегию поведения, которая будет устраивать и ребенка, и вас, и педагога. Если вы понимаете, что такой диалог не помогает, можно обратиться к администрации школы, поговорить с завучем или с директором, поставить этот вопрос на управляющем совете образовательной организации. Также родители или ребенок могут обратиться к педагогу-психологу в школе, в школьную службу медиации.
Проговорите сложившуюся ситуацию с ребенком спокойно, без эмоций и обвинений в его адрес. Например, как поступить, если у сына или дочки конфликт с учительницей, в результате которого ребенок отказывается ходить к ней на уроки? Проанализируйте эту ситуацию вместе, спросите о последствиях такого решения. Кому ребенок сделает хуже? Учителю или себе, лишив себя новых знаний, возможности успешно сдать экзамены, общения с одноклассниками? Конечно, это потребует некоторого ресурса, стойкости, но также даст опыт взаимодействия в конфликте с учетом собственных целей и интересов. Важно показать, что «убегать» от конфликта не всегда продуктивно. Многие ситуации можно решить, просто обсудив их, разобрав мотивы и разработав варианты действий.
Если так сложилось, что ни один из этих способов не помог, можно попросить перевести ребенка в другой класс или сменить школу.
Похожий алгоритм работает и при обратной ситуации, если ребенок ведет себя вызывающе по отношению к учителю. Также постарайтесь выяснить все обстоятельства в диалоге, сначала поговорите с ребенком, потом с педагогом. С ребенком максимально подробно выясните причину его поведения, она обязательно должна быть. Возможно, вы сможете решить проблему, уже просто поговорив дома, не обращаясь к учителю.
Еще один возможный способ решения — предложить ребенку поставить себя на место учителя, в виде игры. Попросите его представить себя в роли педагога и продемонстрировать конкретные действия так, как он считает возможным в подобной ситуации. А вы можете взять на себя роль ученика-задиры. После проигрывания ситуации обсудите с ребенком, что он чувствовал, какие эмоции испытывал, что думал, что хотел сказать, находясь в роли учителя. Внимательно послушайте его, задавайте вопросы. В ходе обсуждения необходимо прийти к совместному выводу.
Как быть родителям, если ребенка шантажируют, что выложат в Сеть неприятное видео с ним, и требуют деньги? И что делать, если это уже произошло?
Первое, что мы должны сделать, — это постараться предупредить подобные ситуации. Обязательно расскажите ребенку о том, что можно, а что нельзя выкладывать в Сеть, какими видео, фото и сообщениями можно делиться.
Объясните, как защитить свои пароли, расскажите о том, что нельзя передавать данные банковских карт. Чем больше ребенок будет осведомлен о своей защите, тем меньше шансов, что ситуации кибербуллинга произойдут.
Если это уже произошло и ребенка шантажируют, в первую очередь нужно узнать, почему злоумышленники это делают, что ими движет. Нередко бывает такое, что дети не идут дальше угроз и относятся к шантажу как к игре. Также очень важно сохранить все доказательства на случай обращения в правоохранительные органы: переписку, разговоры, фото и видео.
В любом случае никогда не обвиняйте своего ребенка, говорите с ним о произошедшем, поддерживайте, объясняйте, что это не конец света. Если шантажисты еще не реализовали своих угроз, то в большинстве случаев это так и останется на уровне разговоров, не более. Если это все же произошло, подключайте правоохранительные органы, чтобы у ребенка не сложилось впечатления безнаказанности.
Правда ли, что в последнее время буллинга в школе стало больше?
Действительно, в последнее время этой проблеме стали уделять особое внимание, об этом стали писать, проводить исследования, говорить о необходимости профилактики. Хотя если обратиться к истории, то ситуации буллинга были всегда, но только в последнюю пару десятков лет мы все больше стали говорить о важности профилактических мероприятий. По данным опроса ВЦИОМ, в 2021 году 38% опрошенных россиян сталкивались с буллингом в школе, во время учебы в колледже — 13%. Ученые отмечают, что в последнее время частота этих явлений все же снижается, но довольно медленно. Именно поэтому мы говорим о важности разъяснительных и профилактических мероприятий.
Можно ли как-то подготовить ребенка к непростым ситуациям — при переходе в новую школу или перед первым классом? Нужно ли учить драться?
Тревожность и страх у ребенка прежде всего вызывает ситуация неопределенности, ведь он не знает, что будет происходить. Поэтому нужно в максимальном объеме предоставить ему информацию. Если мы говорим о переходе в новую школу, обязательно посетите ее вместе, поговорите с педагогами, посмотрите сайт и т. д.
Также очень многое зависит от ожиданий и установок ребенка. Очень часто дети считают, что переход в новую школу полностью разрушит привычный уклад жизни. Ребенку кажется, что это страшно и очень сложно. Постарайтесь объяснить, что такие ситуации будут происходить в жизни очень часто, что в этом нет ничего страшного, это нормальный этап.
Очень важно, когда ребенок уже перешел в новую школу, четко соблюдать режим сна и отдыха. Дайте ему возможность общаться с одноклассниками из старой школы, если он хочет, помогайте ему с выполнением уроков.
Постарайтесь снизить всю остальную нагрузку: дополнительные кружки, работу по дому и т. д. Нужно понимать, что психологически этот период для ребенка может быть непростым и требует адаптации.
Нужно ли учить драться? Конечно, специально этого делать не нужно. В случае если вы понимаете, что у ребенка есть расположенность к определенным боевым искусствам, можете отдать его в секцию, но совершенно не для того, чтобы он использовал эти навыки в школе. Обязательно объясните, что самое сильное оружие — это слово, что только словом можно решить любой конфликт. А фразы типа «Да ты просто ударь его, если будет обзываться!» — это одобрение физического насилия. И если в первый раз ребенок ударит, защищаясь, то в следующий раз он может ударить за то, что на него не так посмотрели. Лучше давать детям модели конструктивных методов решения конфликтов.
Так что учить драться не нужно, но нужно учить защищаться.