background picturebackground picture

Жевать — не переживать

Младенцы

Раннее детство

Особые дети

394

Почему маленькому ребенку важно вовремя перейти от приема протертой пищи к твердой

О том, как важно вовремя научить малыша жевать и как это влияет на развитие речи, рассказывают педагог-дефектолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ ИКП Ирина Мещерякова и детский невролог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ ИКП Ольга Никурадзе.

Что значит правильно есть?

К основным навыкам заботы о себе, или навыкам самообслуживания, относятся следующие гигиенические умения: при небольшой помощи взрослого пользоваться полотенцем, носовым платком, горшком, расческой, салфеткой и т. д. Сюда же включаются и навыки приема пищи: умение жевать с закрытым ртом, пользоваться ложкой, держать ложку, набирать в нее еду, подносить ко рту, пить из чашки, держа ее двумя руками, брать продукты самостоятельно, откусывать кусочки хлеба. Всему этому ребенка обучают родители.

Кормление ребенка — это не механический процесс, это время общения, проявления внимания и заботы. А для ребенка это возможность проявить себя, сделать выбор, попросить добавки или отказаться от какого-то блюда.

И тот взрослый человек, который кормит ребенка, должен быть очень чутким, чтобы понимать, какие движения или звуки означают отказ, а какие — усталость и потребность в небольшом перерыве.

Важное умение

Еда — это источник энергии и строительный материал для организма. Навык еды — база для развития речи. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша. Если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать ее будет значительно труднее.

Если рассматривать речь с физиологической точки зрения, то она представляет собой сложный двигательный процесс, который образуется на основе движения речевой мускулатуры, включая дыхательные мышцы и мышцы гортани. Очень важную роль в развитии речевой функции у детей раннего возраста играет процесс жевания и глотания. Почему же так важно научить малыша правильно жевать?

Положительные стороны жевания

Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.

Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Челюстно-лицевые мышцы недополучают питание и энергоснабжение, и в них может нарушиться мышечный тонус. В дальнейшем это может негативно сказаться на речевом развитии ребенка.

Формирование навыка глотания жесткой пищи. Малыш понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, и сглатывать ему будет легко. Ребенок проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища перемещалась во рту. То есть жевание — это и физический, и интеллектуальный процесс одновременно.

Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова и правильно дышать во время произношения. Навык жевания активизирует артикуляционную моторику.

Успеть вовремя

Первые жевательные движения наблюдаются у ребенка уже в возрасте 4–5 месяцев, когда редуцируется процесс выталкивания пищи языком. Редукция этого врожденного рефлекса помогает малышу удерживать во рту твердую пищу — кашу и овощное пюре.

Важно не пропустить этот момент, когда навык жевания будет сформировать проще всего.

На данном этапе малыш готов к кашам и пюре. В этот период формируется правильная работа органов артикуляции, так как в процесс жевания входят следующие компоненты: боковое движение языка, перемещение небольшого количества пюре по сторонам полости рта. Язык поворачивается из прямого положения в боковое. Ребенок должен уметь разъединять язык и нёбо и двигать языком из стороны в сторону, при этом не двигая челюстью. Развитию данного движения способствует слизывание еды из уголков рта и с задней части ложки. Еще это способствует растяжению язычной уздечки.

Очень важно поработать над укусом, чтобы улучшить работу мышц. Когда ребенок ест твердую пищу, например, яблоко, он кусает его более 20 раз в одном и том же месте. Навык кусания и жевания укрепляется, развиваются движения языка. Ребенок осознанно и уверенно перемещает пищу к зубам.

Ближе к 1 году кусочки пищи становятся крупнее.

Что не так?

Иногда малыш может отказываться жевать. Причины отказа от пережевывания пищи могут быть разными.

Позднее начало прикорма. Ребенок знает и понимает, что есть более легкий способ насыщения (мамино молоко), нежели жевание.

Препятствование развитию жевательных навыков. Некоторые мамы постоянно вынимают изо рта ребенка игрушки, руки и т. п., а также долго не вводят в рацион малыша твердую еду.

Нежелание преодолевать трудности. Ребенок ленится жевать, а родители не контролируют этот процесс.

Проблемы физиологического характера — болезни ЖКТ и ротовой полости, гортани. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Чрезмерная подвижность ребенка, из-за чего он не способен сосредоточиться на процессе пережевывания пищи. Ему сложно усидеть на одном месте.

Примерный возраст освоения навыков приема пищи

4 месяца — малыш во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев — ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев — хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; пьет из чашки небольшое количество жидкой пищи. Когда ребенок пьет из чашки, мышцы лица работают совсем не так, как при сосании бутылочки. Эти движения представляют собой хорошую гимнастику для детей с пониженным тонусом мышц языка и рта.

7 месяцев — ребенок пьет из чашки, которую придерживает взрослый.

8 месяцев — ест корочку, которую удерживает в руке.

12 месяцев — самостоятельно пьет из чашки.

1 год 3 месяца — самостоятельно ест густую еду ложкой.

1 год 6 месяцев — ест ложкой жидкую еду, например, суп.

Сначала помогайте ребенку, ведите его руку своей рукой, но постепенно предоставляйте малышу все больше свободы в этом действии. Игры с едой, когда малыш активно изучает все, что видит перед собой на столе, можно обратить в плюс. Если ребенок запустил пальцы в йогурт, постарайтесь сделать так, чтобы он их облизал; если схватил ложку, пусть поднесет ее ко рту. Так вы научите его самостоятельности.

Игра «Покорми куклу»

Покажите, как действовать:

  • возьмите ложку ведущей рукой;
  • покажите, как держать ложку правильно (средним, указательным и большим пальцами);
  • опустите ложку в миску;
  • зачерпните ложкой «еду» и поднесите ко рту куклы.

Эта игра совершенствует захват щепотью (тремя пальцами), закрепляет умение держать ложку, формирует координацию движений ведущей руки. Кормить можно не только куклу, но и мишку, котика, зайчика, маму.

Важные правила

Во время кормления необходимо соблюдать следующие условия.

  1. Поддерживать контакт с ребенком.
  2. Кормить ребенка в положении сидя.
  3. Подобрать оптимальное для ребенка место для кормления. Одному ребенку подойдет прием пищи за общим столом, вместе с другими членами семьи, а другому лучше есть наедине с мамой, не отвлекаясь на посторонние звуки и общение.
  4. Подобрать оптимальные по размеру, материалу, глубине чашку и размеру ручки ложку. Ложка должна полностью помещаться в ротовой полости малыша.
  5. Подобрать удобную тарелку или миску.

Советы родителям

В формировании навыков самообслуживания у ребенка важно придерживаться некоторых рекомендаций.

  • Не торопите ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у ребенка что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стихи, личный пример, а также игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
  • Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

Вебинар Ирины Мещеряковой и Ольги Никурадзе можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях