background picturebackground picture

Заикание у детей

Дошкольники

332

В чем причины заикания, нужно ли его исправлять и к кому обратиться за помощью: рекомендации врачей, психологов и логопедов

Детское заикание — проблема, вызывающая у родителей множество вопросов: В чем его причины? Нужно ли исправлять заикание и как это сделать? К кому обратиться за помощью? Свои рекомендации дают врачи, психологи и логопеды.

Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Полностью механизм заикания не раскрыт до настоящего времени. Однако признано, что первостепенную роль в возникновении судорог играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга.

Почему возникает заикание?

Среди причин, влияющих на возникновение заикания, можно назвать:

  1. · генетическую предрасположенность;
  1. · неуравновешенный тип высшей нервной деятельности;
  1. · поражения нервной системы (гипоксия, повреждения головного мозга).

К факторам, потенциально провоцирующим заикание и сигнализирующим о его возможном возникновении, относятся:

  1. · спазмофилия в раннем возрасте (повышенная судорожная активность);
  1. · задержанное или ускоренное речевое развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте;
  1. · острый или хронический стресс у ребенка;
  1. · информационные и эмоциональные перегрузки;
  1. · присутствие людей с заиканием в окружении ребенка;
  1. · дву- или многоязычие ребенка, раннее изучение иностранных языков;
  1. · социальная депривация.

Важно минимизировать воздействие этих факторов на ребенка, оптимально — устранить их. В любом случае наличие хотя бы одного из названных факторов требует от заинтересованных взрослых самого внимательного отношения к речи ребенка, регулярных консультаций со специалистами.

Симптомы заикания

При заикании речь теряет свою плавность, приобретает специфические черты: — паузы, растягивание звуков, вызываемые тоническими судорогами (длительное напряжение мышц); повторение отдельных звуков, слогов или слов в связи с клоническими судорогами (синхронные толчкообразные сокращения мышц).

Эти симптомы могут наблюдаться как вместе, так и отдельно. Помимо первичных симптомов, которые непосредственно обусловлены судорогами, у детей с заиканием могут появляться и другие особенности физиологического и психологического характера:

  1. · речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия);
  1. · сопутствующие движения лица (гримасы) или другие неестественные движения (тики);
  1. · повышенная тревожность, беспокойство, эмоциональная неустойчивость;
  1. · страх перед речью (логофобия);
  1. · избегающее поведение (уход от ситуаций, предполагающих устное общение).

Заикание может сочетаться с другими нарушениями устной и письменной речи.

Негативные психологические аспекты усугубляют проявления заикания, часто выходят на первый план и становятся ведущими в структуре нарушения коммуникации. Поэтому крайне важным является максимально ранее обращение к специалистам при возникновении запинок в речи ребенка.

Важно не упустить момент начавшегося изменения поведения ребенка (появление замкнутости, коммуникативного негативизма, неуверенности), чтобы предотвратить или уменьшить появление негативных черт личности (повышенная тревожность, мнительность, агрессивность).

Механизмы заикания

Заикание — расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. Установлено, что усиление или ослабление заикания у одного и того же ребенка зависит от того, с кем именно он говорит (со взрослыми, детьми, знакомыми или незнакомыми), а также от вида общения (отвечает ли он на отдельные вопросы, делится впечатлениями о прочитанной книге или отвечает урок, или же обращается с вопросами к собеседнику). Вне общения прерывистость речи исчезает.

Выявлено также, что заикание почти не проявляется в тех случаях, когда ребенок общается с детьми младшего возраста или с животными

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет (у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза). Именно в этот период происходит наиболее интенсивное формирование фразовой речи, развивается координация системы речевых движений и мышления. Речь в этот момент является наиболее уязвимой областью высшей нервной деятельности ребенка, который, к тому же, еще не способен регулировать процессы возбуждения и торможения, сдерживать свои эмоциональные и двигательные порывы. Любой сбой в работе нервной системы маленького ребенка может повлиять на становление речевой функции и, в частности, проявиться в виде судорожности.

В начале школьного обучения незнакомые условия, в которых оказывается ребенок, предъявляемые к нему новые требования могут спровоцировать появление заикания. В подростковом возрасте и ранней юности уже преодоленное заикание может вновь дать о себе знать (рецидив) и без специальной работы закрепиться и усилиться. Это приводит к психологическому дискомфорту в школьном коллективе и, как следствие, может провоцировать социальную дезадаптацию, различные формы деструктивного поведения, вплоть до суицидальных намерений.

Программа преодоления заикания

Многоаспектность проблемы говорит о том, что и ее решение будет комплексным — лечебно-психолого-педагогическим, предполагающим воздействие разными средствами не только на речь ребёнка, но и на его организм в целом, личность, поведение. Индивидуальная программа преодоления заикания обычно составляется и контролируется логопедом.

В такой программе выделяется ряд блоков (разделов, направлений).

Лечебно-оздоровительная работа проводится строго по предписанию и под контролем врачей (педиатр, невролог, психотерапевт) и предполагает улучшение или стабилизацию соматического и психофизиологического состояния ребенка. Это обеспечивается медикаментозной поддержкой, выработкой режима дня и рациона питания, проведением закаливающих процедур и лечебной физкультуры, физио- и психотерапевтическим воздействием.

Психологическая поддержка предполагает работу не только с ребенком, но и с семьей в целом. Она обеспечивает избавление ребенка от неправильного отношения к заиканию, от психологических наслоений в виде страха, стыда за свою неполноценную речь. Важно сформировать правильную позицию семьи, выражающуюся в избегании как чрезмерной требовательности и жесткости в отношении заикающегося и его речевого поведения, так и гиперопеки, чрезмерной предусмотрительности, провоцирующей раздражительность и мнительность у ребенка.

Логопедические занятия являются важнейшим компонентом в системе преодоления заикания. Цель логопедической работы — формирование плавной речи, устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики.

Преимущественной формой являются групповые занятия, поскольку именно в коллективе обеспечиваются оптимальные условия для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков речевого поведения. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по формированию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера).

В систему логопедической работы включаются также логоритмические занятия, на которых достигается координация речи — ритма — движения с использованием музыки.

Разработан ряд систем преодоления заикания, реализуемых в различных образовательных, клинических, психолого-педагогических центрах. Родителям для достижения хорошего результата необходимо соблюдать все рекомендации, данные специалистами, обеспечивать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье, поддерживать необходимый речевой режим и верить в успех своего ребенка.

Поделиться в соцсетях