Психолог о том, почему ролевые сюжетные игры очень важны для ребенка
Современные родители дошкольников в основном не придают детским играм большого значения. Взрослым кажется, что для подготовки к школе важнее различные развивающие занятия. Однако именно ролевая игра имеет огромное значение для развития ребенка. О том, какие сюжеты для игр существуют у современных дошкольников и стоит ли беспокоиться, если ребенок представляет себя не врачом или пожарным, а героем популярной игры, рассказала кандидат психологических наук Екатерина Клопотова, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ.
Что такое сюжетно-ролевая игра и почему она важна
Сюжетно-ролевая игра — это ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте, благодаря которой складываются наиболее благоприятные условия для развития и формирования определенного уровня образования.
Сюжетная игра отличается от любого другого вида игр тем, что действие происходит в воображаемой ситуации. Обычно такие игры начинаются со слов: «Давай представим, как будто…». То есть ребенок, прекрасно осознавая, кто он, принимает на себя роль другого человека или персонажа и при этом переживает все эмоции этой роли.
Развитая форма сюжетно-ролевой игры позволяет ребенку как бы удерживать две действительности, реальную и воображаемую, и легко переходить из ситуации сюжета в реальность. Сюжет игры — это та область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Например, это может быть больница, семья, магазин или даже другая планета.
Основной игровой мотив таких игр — это желание ребенка быть там и тем, где и кем ему быть хочется, но это сейчас невозможно. То есть ребенок, играя в пиратов, не хочет быть именно пиратом, ему важно почувствовать свободу, возможность нарушить правила, отправиться в путешествие за сокровищами и т. п.
Что изменилось в играх детей сегодня
Большинство современных исследователей отмечают, что сегодня время свободной игры у детей значительно сократилось, сюжеты становятся более бедными, игровые действия ограничиваются, так же как и взаимодействие детей. Связано это, прежде всего, с тем, что у ребенка значительно сокращается время на свободную игру: родители все больше внимания уделяют учебным формам активности ребенка, а не игре.
А ведь именно сюжетно-ролевые игры лучше всего подготавливают ребенка к школе.
В игре формируется внутренний план действий (способность действовать в уме), произвольное поведение (способность подчинять свои действия инструкциям), ребенок узнает свои возможности, учится взаимодействовать с другими детьми.
Согласно исследованиям, для того чтобы ребенку развернуть свободную игру, ему необходимо минимум 20 минут. А для того чтобы поиграть полноценно, необходим час и больше.
Еще одна проблема, которую отмечают эксперты, — это изменение в сюжетах ролевых игр детей. Если раньше большинство детей хотели быть как взрослые, то современные дошкольники больше хотят быть похожими на персонажей мультфильмов, фильмов и видеоигр. То есть можно сказать что взрослый как носитель культурных образцов постепенно теряет свое исключительное значение, а образовавшийся разрыв между ним и ребенком заполняется новым содержанием.
Конечно, если персонажи мультика наделены сверхспособностями, умеют летать, бороться со злом, стрелять паутиной, то они более привлекательны для ребенка, чем строитель, шофер или инженер. Однако ни в коем случае нельзя оценивать эти изменения как «хорошо/плохо». В том, что дети хотят иметь способности, которые помогут им совершать хорошие поступки, нет ничего предосудительного.
Также в детских играх появились не только новые персонажи, но и новые варианты сюжетов — так называемая многоформатная игра, когда ребенок содержание мультика или компьютерной игры переносит в свою игру.
Как можно оценить уровень игры современных детей?
Как показывают исследования, положительный эффект для развития ребенка возможен только в высоких формах развития сюжетно-ролевых игр. То есть когда игра прошла все этапы, а ребенок уверенно чувствует себя в воображаемой ситуации, взаимодействует с другими детьми, может развивать сюжет. Однако, в силу современных обстоятельств, когда у детей не хватает времени, такой вариант встречается довольно редко.
Какие же параметры оценки игры можно выделить?
- Ребенок может назвать свою роль и удерживать ее до конца игры.
- Игровые действия ребенка соответствуют образу персонажа.
- Ребенок адекватно использует игровые атрибуты. То есть с их помощью стремится передать характеристики своего персонажа. Например, если он играет в Человека-паука, то ищет какую-то ткань, веревки, которые могли бы изобразить паутину.
- Ребенок может предложить организовать игру и развивать ее сюжетную линию так, чтобы полностью реализовать взятую на себя роль. Например, если девочки играют в магазин сладостей, они начинают создавать прилавок, пирожные, вешать колокольчик на входе и т. д.
- Ребенок выстраивает взаимоотношения с другими партнерами по игре в соответствии с их характером и поведением. Например, в игре в дочки-матери мама-девочка относится к ребенку хорошо, если он послушный, и ругает его, если он капризничает.
Екатерина Клопотова приводит результаты исследования ученых МГППУ, в рамках которого было проведено 126 наблюдений и зафиксировано 617 игровых сюжетов. Число детей, входящих в игровое сообщество, варьировалось от 2 до 8 человек, средний возраст ребят — около 5,5 лет.
Во время исследования эксперты отметили, что чаще всего дети выбирают для игр сюжеты по мотивам мультфильмов и компьютерных игр (87%), а бытовые сюжеты составили всего 13% от общего количества.
В бытовых сюжетах, наравне с традиционной игрой в семью, кафе, было много игр, связанных с заботой о питомце, поимкой бандитов, тушением пожаров. Были также игры по мотивам жизни диких животных и путешествий.
В играх по мотивам медиаконтента бо́льшую часть составили сюжеты мультфильмов и фильмов.
Одно из самых важных заключений, которые сделали эксперты: все игры, основанные на бытовых сюжетах, — это преимущественно игры высокого уровня. В играх на основе мультфильмов превалировал средний уровень развития игры. А бо́льшая часть игр с сюжетами на основе компьютерных игр была с низким уровнем развития.
Почему так происходит? В большинстве фильмов и мультфильмов, так же как и в бытовых сюжетах, есть определенная линия развития, которая имеет завязку и развязку. В видеоиграх же такой линии развития практически не существует, большинство из них состоят из различных заданий, которые ребенок просто должен выполнять.
В играх, основанных на бытовых сюжетах, у ребенка всегда есть широкая рамка выбора персонажей. Например, играя в семью, можно быть папой, мамой, бабушкой, дедушкой, соседом и даже домашним животным. И в этой игре дети с любым уровнем развития игровых навыков могут реализоваться. Тогда как игра по теме какого-то мультфильма задает жесткие рамки — и сюжета, и персонажей.
Также при бытовой игре поведение ребенка зависит от действий других детей, а при игре по мультфильму или фильму важную роль играет имитация поведения персонажа. То есть, изображая персонажа, можно играть «неправильно», если ты неточно повторяешь характер героя.
В бытовых играх и в играх по мультфильмам и фильмам дети чаще используют атрибуты персонажей, тогда как в играх по компьютерным стрелялкам или бродилкам атрибутов довольно мало.
Основные выводы исследователей об играх современных детей
Таким образом, можно сказать, что для современных детей наиболее привлекательными для игры являются сюжеты современных мультфильмов.
Ни мультфильмы, ни видеоигры не создают условия для реализации в игре ролевого поведения высокого уровня, такие условия в полной мере создаются только в игре по мотивам бытовых сюжетов. Это связано с тем, что у ребенка нет возможности обобщать содержание сюжета, и на первое место выходят именно яркие персонажи мультика, которым нужно подражать.
Игры, основанные на бытовых сюжетах, — это оптимальная база для спонтанного развития игровой деятельности старших дошкольников. Такие игры позволяют им самостоятельно проникать в культурные смыслы.
Мультфильмы могут стать базой для целенаправленной работы по развитию игровой деятельности. Это требует дополнительной работы со стороны взрослого, который должен прояснить ребенку определенные смыслы и обобщить содержание. То есть после просмотра мультика или фильма взрослые обязательно должны поговорить с ребенком, рассказать о каждом персонаже, о его действиях, дать определенный вывод и возможность порассуждать.
Также и в игре важно дать возможность ребенку обобщить какие-то качества персонажей. Например, если ребенок говорит, что хочет быть Суперменом или Человеком-пауком, спросите, что именно он хочет делать, какой характер передать. И это позволит выйти не на уровень передачи яркого образа, а на уровень передачи содержания определенной роли.
Посмотреть вебинар Екатерины Клопотовой вы можете по ссылке.