background picturebackground picture

Я смогу! Я справлюсь!

Школьники

Подростки

Особые дети

231

Как повысить жизнестойкость у подростков с ОВЗ

Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Дмитрий Лубовский рассказывает о том, почему одни люди сопротивляются трудным жизненным обстоятельствам и борются с вызовами, а другие выбирают избегающие стратегии поведения и предпочитают роль жертвы.

Что такое жизнестойкость

В подростковом возрасте каждый ребенок сталкивается с трудностями. Гормональная перестройка организма, переоценка ценностей, физические и психологические изменения, поиск своего «Я», пересмотр отношений с родителями не проходят без стрессов, а иногда и потрясений. Это касается всех детей — и условно здоровых, и тех, у кого есть особенности развития. Только у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ситуация осложняется наличием заболевания — врожденного или приобретенного.

Среди ресурсов, являющихся защитой от стресса и препятствием для пагубных последствий болезней, жизнестойкость занимает центральное место. В концепции жизнестойкости существуют три позиции, которые в совокупности способствуют превращению стрессовых обстоятельств из бедствий в возможности роста:

  • вовлеченность в социальные и межличностные отношения в противовес отстраненности и изоляции;
  • контроль как убежденность в том, что человек может повлиять на стрессовые события, в противовес пассивности;
  • принятие риска как осознание того, что жизнь по своей сути полна стрессов, которые являются возможностями для развития, в противовес стремлению к безопасности и избеганию.

Одновременное сочетание силы всех трех позиций составляет жизнестойкость.

Жизнестойкие люди, как правило:

  • рассматривают жизнь как постоянно меняющийся процесс, который побуждает их учиться и меняться (принятие риска);
  • могут работать над собой, превращая стресс в полезный опыт (контроль);
  • делятся своим опытом со значимыми другими (вовлеченность).

Противоположность жизнестойкости — психологическая виктимность как личностная особенность.

Исследования показывают, что люди с высокой жизнестойкостью в основном используют стратегии, ориентированные на решение проблем, в то время как люди с низкой жизнестойкостью используют стратегии, ориентированные на эмоции, и в большей степени подвержены различным заболеваниям.

В целом жизнестойкость является надежным фактором защиты от стресса, способствует здоровому преодолению ситуаций стресса и успешной адаптации, в то время как психологическая ролевая виктимность становится препятствием для развития жизнестойкости.

Почему же у некоторых людей сопротивляемость организма стрессовым ситуациям находится на низком уровне, а у других, наоборот, на высоком. Отчего это зависит?

Психологическая ситуация в семье с особым ребенком

Ограниченные возможности здоровья ребенка провоцируют семейное воспитание «в культе болезни». Проблема недуга ставится во главу угла, и все действия предпринимаются исходя из этого. Помимо гиперопеки, такой подход может привести к формированию чувства неполноценности, изоляции, стигматизации. Как говорил великий Януш Корчак: «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить». Иными словами, там, где можно было бы позволить ребенку какую-нибудь активность, взрослые из страха и опасений не дают ему действовать самостоятельно.

Трудности возникают и у самих родителей детей с ОВЗ. У них происходит эмоциональное выгорание, причем значительно более сильное, чем у родителей условно здоровых детей (хотя такое состояние может наступить у всех родителей). Мамы и папы особых детей испытывают дефицит психоэмоциональных и физических ресурсов, острее реагируют на возникающие неприятности и жизненные вызовы.

К сожалению, в обществе довольно часто встречается негативное отношение к особым детям (да и взрослым), бестактность, осуждение, игнорирование, «навешивание ярлыков». Пытаясь максимально защитить ребенка от подобных проявлений со стороны, родители предпочитают оградить сына или дочь от контактов с окружающим миром, иногда вплоть до полной изоляции. Это обстоятельство не придает жизненных сил родителям и само по себе не способствует тому, что у подростка сформируется высокая жизнестойкость, которая, меж тем, ему крайне необходима.

Ограниченные возможности здоровья выступают как стресс повседневности, и жизнестойкость в данном случае — важнейшее условие совладания с ним.

Повысить уровень сопротивляемости внутреннего мира внешним обстоятельствам мешают негативные установки, усвоенные ребенком из-за ошибок в воспитании.

Негативные установки как проблема жизнестойкости

  1. Рентные установки по отношению к заболеванию. То есть болезнь приносит некоторую «выгоду»: ребенка окружают повышенным вниманием, он учится на особых условиях и т. д. Главное — не привыкнуть к этому и не начать пользоваться особым положением по любому поводу.
  2. Неверие в возможности преодоления своих ограничений. Особенно вредно использовать эту установку в тех ситуациях, когда существующие ограничения в принципе преодолимы.
  3. Использование механизмов адаптации в качестве приспособления, а не в качестве активности личности. То есть восприятие проблем и вызовов как негативных условий, под которые нужно подстроиться, а не как точку роста и повод для изменений.
  4. В результате того, что родители не могут задать ребенку модель жизнестойкости, у него формируется виктимность — восприятие и ощущение себя в роли жертвы.

Все это мешает подростку выбирать конструктивные стратегии совладания со стрессом.

Памятка для родителей подростков с ОВЗ

  1. Ребенок с ОВЗ и условно здоровый ребенок развиваются по одним и тем же законам, и жизнестойкость нужна всем, но детям и подросткам с ОВЗ — в большей степени.
  2. Общие закономерности развития при ОВЗ говорят о том, что выстраивание родительско-детских отношений, способствующих развитию высокой жизнестойкости, происходит по общим принципам.
  3. Важно верить в жизненные силы подростка, всячески стимулировать и побуждать его к активной позиции.
  4. Нужно быть убежденным в том, что ребенок с ОВЗ превзойдет родителей по жизнестойкости.
  5. Жизнестойкость рождается в совместной деятельности взрослого и ребенка, во взаимодействии между ними.
  6. Родительский оптимизм имеет огромное значение: «Я не смог бы, а ты сможешь!»
  7. Не следует ничего делать сверх сил!

Помните, что жизнестойкость — это не генетически обусловленная программа. Она формируется у ребенка под влиянием его окружения. Поэтому первыми несут ответственность за ее появление и укрепление родители. Именно вам необходимо работать над собой и своими ресурсами и питать жизненными силами своих детей.

Поделиться в соцсетях